Воспаление с нарывами на людях и на скоте

Воспаление с нарывами на людях и на скоте thumbnail

Глава 9

1—6. Пятая казнь — мор на скот.

1. И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение;

2. ибо если ты не захочешь отпустить (народ Мой) и еще будешь удерживать его,

3. то вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая;

4. и разделит Господь (в то время) между скотом Израильским и скотом Египетским, и из всего (скота) сынов Израилевых не умрет ничего.

5. И назначил Господь время, сказав: завтра сделает это Господь в земле сей.

1—5. Пятая казнь — тяжкий мор на скот
одних египтян, имеющая для себя аналогию в известных из древнеегипетских
памятников, а равно и свидетельства новейших путешественников
о случаях
эпизоотии, не может быть отождествляема с этими последними
и объясняема естественными причинами. Все обстоятельства казни — предсказание
ее наступления (3), быстрота этого последнего (5), освобождение
от нее земли Гесем (4), а также опустошительная сила ее действия
(3), все это несомненные признаки сверхъестественного, чудесного явления.

6. И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего.

6. Как видно из 9-10 и 19 ст. данной главы, выражение: «вымер весь скот египетский» нельзя понимать в буквальном смысле. Оно имеет в виду или скот, бывший в поле (3), или указывает на все виды скота (3), поражение которых составляет отличие казни от обычных эпидемий, ограничивающихся одной какой-нибудь породой.

7. Фараон послал узнать, и вот, из (всего) скота (сынов) Израилевых не умерло ничего. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не отпустил народа.

7. Несмотря, однако, на это удостоверение в могуществе Всевышнего, сохранившего, согласно предсказанию, скот Своего народа, фараон не отпускает евреев. Причины этого заключаются всего скорее в том, что, будучи чувствительной для бедных, новая казнь не нанесла особенного ущерба состоянию самого фараона. В виду этого он желает лучше перенести меньшее бедствие, чем подвергнуться большему — лишиться даровых работников.

8—11. Шестая казнь — воспаление с нарывами.

8. И сказал Господь Моисею и Аарону: возьмите по полной
горсти пепла из печи, и пусть бросит его Моисей к небу в глазах
фараона (и рабов его);

9. и поднимется пыль по всей земле Египетской,
и будет на людях и на скоте воспаление с нарывами,
во всей земле Египетской.

10. Они взяли пепла из печи и предстали
пред лице фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление
с нарывами на людях и на скоте.

8—10. В противоположность еврейскому слову «таннур»,
означающему хлебную печь (Исх. 8:3, Лев. 2:4; 7:9; 11:35), употребленное в данном
случае выражение «кибшан» означает печь для обжигания извести или
плавки металлов (Быт. 19:28; Исх. 19:18). Приказание бросить кверху взятый
из той печи пепел имеет, с одной стороны, отношение к положению
евреев в египетском рабстве, а с другой — к одному
из древних религиозных обычаев Египта. Как при первых трех казнях естественные
источники египетского благосостояния (Нил и земля) обращаются в орудия
суда Господня над Египтом, так и новая казнь исходит по воле Господа
от одной из тех мастерских, которые служили источником монументальных
египетских построек, составлявших предмет гордости фараонов. Символическое
действие должно было указать фараону, что Бог евреев имеет силу и самые
плавильные печи, как центр работ, обратить в источник бедствий для Египта
и пепел их сделать орудием новой казни. По другому объяснению,
развеваемый по ветру пепел от жертв в честь бога Тифона отвращал,
по верованию египтян, зло от всех тех пределов, куда он попадал.
Но теперь брошенный Моисеем к небу пепел разносит, в обличение
суеверия, не благосостояние, а проклятие, вызывает болезнь, состоявшую
в воспалениях и нарывах. Так как она поражала и людей, и животных,
то не могла быть проказой, которой не заболевают последние.

11. И не могли волхвы устоять пред Моисеем по причине воспаления, потому что воспаление было на волхвах и на всех Египтянах.

11. Сознание волхвами своего бессилия есть вместе с тем и доказательство бессилия египетских богов-целителей, во главе которых стояла богиня Изида. Они не могут предотвратить наступающее бедствие и прекратить наступившее.

12—26. Предупреждение о седьмой казни и самая
казнь — град.

12. Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею.

13. И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона, и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев, отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение;

14. ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои в сердце твое, и на рабов твоих, и на народ твой, дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле;

13—14. Наступление новой казни предваряется предсказанием,
что все дальнейшие бедствия будут направлены против жестокого сердца фараона
с целью
вызвать в нем раскаяние (ст. 27; 10:17), они дойдут до души
его, тронут его затвердевшее сердце. С возникновением этого последнего,
фараон смирится пред Богом, — «нет подобного Мне на всей
земле», — признает Его всемогущество.

15. так как Я простер руку Мою, то поразил бы тебя и народ твой язвою, и ты истреблен был бы с земли:

15. Божественная сила доказана фараону всеми предшествующими казнями, может проявиться она и в смертельном море, но в этом случае не была бы достигнута цель божественного воздействия на царя.

16. но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле;

16. Он оставляется в живых для того, чтобы самому испытать силу Господа, Бога Израилева, и вместе с тем послужить орудием прославления Его по всей земле (15:14-16).

17. ты еще противостоишь народу Моему, чтобы не отпускать его, —

18. вот, Я пошлю завтра, в это самое время, град весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня основания его доныне;

17—18. Если таков результат дальнейших казней, то, будучи предуведомлен
о нем,
фараон мог бы предотвратить их наступление своим смирением пред Богом, — согласием
отпустить евреев. И только его упорство вызывает неизбежность нового бедствия,
града, какого еще не бывало в Египте.

19. итак пошли собрать стада твои и все, что есть у тебя в поле: на всех людей и скот, которые останутся в поле и не соберутся в домы, падет град, и они умрут.

20. Те из рабов фараоновых, которые убоялись слова Господня, поспешно собрали рабов своих и стада свои в домы;

21. а кто не обратил сердца своего к слову Господню, тот оставил рабов своих и стада свои в поле.

19—21. Заботливость об уменьшении последствий от сильного
града («посылай,
собирай скот свой») относилась не лично к фараону, а к тем
из его подданных, которые совершенно невинно могли пострадать за упорство
царя (ст. 20-21). Протекший от момента предсказания казни до ее наступления
срок (18) мог служить достаточным временем для пробуждения в душе
фараона чувства смирения, боязни пред Богом (20), но так как его не последовало,
то новое бедствие является вполне заслуженным наказанием.

Читайте также:  Воспаление уздечки нижней губы причины и лечение

22. И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и падет град на всю землю Египетскую, на людей, на скот и на всю траву полевую в земле Египетской.

23. И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на (всю) землю Египетскую;

24. и был град и огонь между градом, (град) весьма сильный,
какого не было во всей земле Египетской со времени населения
ее.

25. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал (град);

26. только в земле Гесем, где жили сыны Израилевы, не было града.

22—26. Град, сопровождаемый гласом Божьим, т.е. громом
(Исх. 19:16; 20:18; Пс. 28:3-9),
соединенный с огнем, разливавшимся по земле целыми клубами («ет митлаккахот»,
ср. Иез.
1:4), побивший все, что было в поле, всю траву, все деревья, виноград
и сикоморы (Пс. 77:47), сближается некоторыми с известными древнему
и новому Египту ливнями. Но на самом деле носящая сверхъестественный
характер (Прем. 16:17-18) седьмая казнь доказывает, подобно предшествующим,
бессилие египетских богов. «Навел на них Господь град и гром, — говорит
блаженный Феодорит, — показывая тем, что Он есть владыка всех
стихий. Так как египтяне и эллины думали, что одни боги — небесные,
другие — земные, а иные — подземные, то Бог всяческих
по необходимости вразумлял знамениями не только на реке и земле,
но и в воздухе и в море, ниспосылал на них гром
с неба, научая, что Он есть Творец и Владыка всяческих.» И действительно,
огонь, признаваемый египтянами, по свидетельству Диодора Сицилийского
за великого бога, и вода,
почитаемая выше всех других стихий, производят теперь опустошения.

27—35. Раскаяние фараона и новое ожесточение.

27. И послал фараон, и призвал Моисея и Аарона, и сказал
им: на этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ
мой виновны;

28. помолитесь (обо мне) Господу: пусть перестанут громы Божии
и град (и огонь на земле), и отпущу вас и не буду
более удерживать.

27—28. Ограничение своего согрешения только еще раз показывает, как
неглубоко раскаяние фараона. Причина его в рабском страхе пред всемогуществом
Бога, на что
указывают слова: «довольно явления громов Божьих и града,» но не во всецелом
сознании своей греховности — противлении воле Божьей. При таком настроении
слова: «и не буду более удерживать,» не могут быть
принимаемы за выражение твердой решимости отпустить евреев.

29. Моисей сказал ему: как скоро я выйду из города, простру руки мои к Господу (на небо), громы перестанут, и града (и дождя) более не будет, дабы ты узнал, что Господня земля; 30. но я знаю, что ты и рабы твои еще не убоитесь Господа Бога.

29—30. Вполне понимая истинный характер раскаяния, зная
его кратковременность (30), Моисей соглашается исполнить просьбу фараона: помолиться
за него
Господу, для того, чтобы доказать, что «Господня земля». В прекращении
града, как и в изгнании жаб, сказывается всемогущество Всевышнего. «Кто
побил — Тот  исцелит…» (Ос. 6:1).

31. Лен и ячмень были побиты, потому что ячмень выколосился, а лен осеменился;

32. а пшеница и полба не побиты, потому что они были поздние.

31—32. См. объяснение 22-23 ст. 7 гл.

33. И вышел Моисей от фараона из города и простер руки свои к Господу, и прекратились гром и град, и дождь перестал литься на землю.

34. И увидел фараон, что перестал дождь и град и гром, и продолжал грешить, и отягчил сердце свое сам и рабы его.

35. И ожесточилось сердце фараона (и рабов его), и он не отпустил сынов Израилевых, как и говорил Господь чрез Моисея.

Источник

Десять казней египетских, также называемые десять библейских казней, — десять бедствий, которые, согласно библейской книге Исход, Господь, послал на Египет, чтобы убедить фараона отпустить евреев из рабства. Фараон сдался после десятой казни, что привело к исходу еврейского народа из Египта.

В то время, как сторонники библейской археологии утверждают, что история о 10 казнях египетских – правда, многие историки считают их аллегорическими описаниями природных бедствий либо политических конфликтов. По этой причине мы рассмотрим библейское толкование казней египетских, а также иную точку зрения на данные события.

Библейские археологи, трактующие казни египетские как факт, опираются на следующие археологические находки:

  • Найденный Уильямом Ф. Олбрайтом в Эль-Арише сосуд для воды с иероглифическими знаками, описывающими период тьмы;
  • Египетский папирус Ипувера с описанием ряда бедствий, обрушившихся на Египет, в том числе превращение воды в реке в кровь.

Казни египетские — противопоставление силы Бога Израиля силам египетских богов. Известно, что Египет в то время был политеистическим обществом, где царила вера во многих божеств. Египетский пантеон был многочислен и с весьма сложной иерархией. Фараоны Египта также играли важную роль в религии. Они являлись посредниками между людьми и богами, а также верховными жрецами. Египетские Фараоны почитались наравне с богами, поэтому Фараон удивился настойчивости и дерзости просьбы Моисея отпустить народ его. Моисей передавал наказ Бога:

так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне.

Но фараон сказал:

кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил [сынов] Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу.

Таким образом, у фараона и египетского пантеона появился «соперник» —  Бог Израиля. В этом противостоянии Бог часто повторяет фразу:

И вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш

Господь хотел показать народу своему свое могущество: Господь маленького народа способен противостоять всему пантеону Египта — сверхдержавы того времени.

Библейская история о десяти казнях египетский важна с точки зрения укрепления религии. Если Бог Израиля сможет восторжествовать над богами Египта, тогда народ Божий будет укрепляться в вере своей, и не будет у него соблазна следовать за ложными языческими божествами. Десять казней египетских нанесли огромный урон египтянам, однако не коснулись детей Израиля.

Читайте также:  Свечи воспаление кормление грудью

Считается, что каждая казнь должна была показать превосходство единого Бога над определенными богами египетского пантеона.

Казнь египетскаяБоги египетского пантеона
Вода превращается в кровь·       Хапи /Апис — бог Нила;·       Изида – богиня Нила;

·       Кнум — страж Нила;

·       Себек – бог рек и озер

Нашествие жаб·       Хекет — богиня с головой жабы
Мошки·       Сет – бог пустыни
Песьи мухи·       Уатшит — бог, представляемый в образе мухи
Падеж скота·       Хасор – богиня с головой коровы;·       Апис –  бог-бык;

·       Хнум – бог с головой барана

Язвы·       Секмет — богиня врачевания;·       Суну —  бог эпидемий;

·       Изида — богиня, исцеляющая болезни

Град·       Нут – богиня неба;·       Оcирис –  бог урожая;

·       Сет – бог бурь

Нашествие саранчи·       Осирис —  бог урожая;·       Апис – бог плодородия

·       Сокар – бог растительности

Тьма·       Ра – верховный бог солнца;·       Атон – один из богов солнца;

·       Гор – один из богов солнца;

·       Нут – богиня неба;

·       Хасор – богиня неба;

·       Баст – богиня солнечного света

Смерть первенцев·       Мин — бог продолжения рода;·       Хекет –  богиня, посещающая при родах; Изида — богиня, покровительствующая детям;

·       Бэс – покровитель семьи у простолюдинов;

·       Месхент – богиня деторождения и детей;

·       Нехбет – покровительница детей фараона;

·       Рененет – богиня, покровительница детей

Каждая из 10 казней египетских поражала различные аспекты египетской системы религиозных верований.  Кульминацией явилась смерть наследного бога — перворожденного сына Фараона. Десять казней египетских следовали одна за другой, пока фараон не решил отпустить народ израильский.

Казни египетские суть.

десять казней египетских

Мы рассмотрим библейское толкование 10 казней египетским, а также приведем мнение историков о возможных причинах этих событий.

 Превращение воды в кровь

И сделали Моисей и Аарон, как повелел [им] Господь. И поднял [Аарон] жезл [свой] и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской. (Исход 7:20-21)

десять казней египетских

Согласно Библии, Воды Нила превратились в кровь. Все потоки превратились в кровь, и даже вода в сосудах превратилась в кровь. Волхвы египетские смогли повторить превращение воды в кровь, а египтяне начали копать вокруг рек, искать пригодную для питья воду. Фараон только разозлился после первой казни и не согласился отпустить народ Израиля.

Превращение воды в кровь – нередкий мотив в Библии. Бог еще ранее предлагает Моисею превратить воду в кровь в доказательство могущества Господа:

… если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше (Исход 4:9)

Историческая версия.

Вероятно, около 3000 лет тому назад в районе города Пи-Рамзес, который в то время был столицей Египта, произошли некоторые изменения климата, которые, возможно, были причинами тех событий, которые в Библии описаны как казни египетские.

Повышение температуры и засуха привели к обмелению Нила, который превратился в мелкий грязный поток, в котором резко возросло число токсичных бактерий Oscillatoria rubescens. Умирая и разлагаясь, Oscillatoria rubescens окрашивают воду в красный цвет.

Нашествие жаб

По прошествии семи дней после первой казни, Бог приказал Моисею, чтобы брат его Аарон простер руку с жезлом на реки и потоки и вывел жаб из воды.

Аарон простер руку свою на воды Египетские [и вывел жаб]; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую. (Исход 8:6)

десять казней египетских

Волхвам египетским удалось повторить и это чудо. Фараон же просил Моисея помолиться Богу о том, чтобы удалить жаб с суши и жилищ, обещая отпустить народ Израиля. Моисей молился Богу и тот удалил жаб, однако, фараон не сдержал слова и еще больше разозлился.

Историческая версия

Большое количество токсических бактерий Oscillatoria rubescens не только окрасило воды измельчавшего Нила в красный цвет, но и привело к нашествию лягушек. Дело в том, что в неблагоприятной ситуации, в отличии от многих других видов, развитие лягушек из головастиков ускоряется.

Нашествие мошек

После очередного отказа фараона, Господь велел Аарону наслать мошек на Египет.

Так они и сделали: Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. (Исход 8:17)

Волхвы не смогли повторить третью казнь, но разгневанный фараон отказывался отпускать евреев.

Историческая версия

Когда вышедшие из вод, зараженных Oscillatoria rubescens, на сушу лягушки погибли, началось засилье насекомых, питавшихся многочисленными трупами земноводных. Таким образом историки объясняют эту и последующую казнь.

Наказание песьими мухами

Следующая казнь была наказание песьими мухами, которые были не страшны евреям, однако терзали египтян и их скот.

Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух. (Исход 8:24)

Четвертая казнь, как и все последующие обошла стороной евреев, которые ещё больше уверовали во всемогущего Бога и богоизбранность народа. Фараон же должен был убедиться, что Господь не просто различает, где Его народ, а где —  народ фараона, но и готов защитить народ Израиля от бедствий, от которых фараон не в состоянии защитить народ свой.

Читайте также:  После родов воспаление матки лечение

Фараон снова обещал отпустить евреев, если господь справится с мухами, и снова не сдержал обещание.

Мор скота

Следующая казнь – мор скота, снова не коснулась народа Израиля.

И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего. (Исход 9:6)

Египетский скот стал гибнуть от моровой язвы. Фараон прогневался, узнав что скот евреев не пострадал и не отпустил народ Израиля.

Историческая версия.

По мнению историков, расплодившиеся вследствие гибели жаб насекомые вызвали пятую и шестую казни — мор скота и язвы. Насекомые, как известно, разносят болезни, возможно, это привело к эпидемии, косившей животных и людей.

Язвы и нарывы

Они взяли пепла из печи и предстали пред лице фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте. (Исход 9:10)

десять казней египетских

Эта казнь не была возвещена фараону. Это была первая казнь, непосредственно угрожавшая жизни людей. Волхвы Египта были поражены болезнью, как и все простолюдины. Это показало несостоятельность волхвов. Они осознали бессилие своих богов. Фараон же не сдавался в своем упорстве.

Гром, молнии и огненный град

Этой казнью начинается завершающий цикл кар Божьих – самых суровых из всех десять казней. Последние казни египетские описаны в Библии подробнее остальных.

…простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на [всю] землю Египетскую;

и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. (Исход 9:23-24)

Фараон же не раскаялся и после этой кары. После этой казни фараон был готов отпустить всех мужчин, но Моисей не согласился.

Историческая версия.

Вероятно, здесь речь идет о сильнейшем извержении вулкана Тера на греческом острове Санторини. Град же стал результатом столкновения дождевых облаков с облаком вулканического пепла.

Во время раскопок в Египте были обнаружены куски вулканического камня, хотя на территории Египта нет вулканов. Тесты показали, что вулканический камень аналогичен найденному на Санторини.

Нашествие саранчи

В этой казни мы снова видим намерение Бога доказать свое могущество не только фараону, но и народу Израиля. Саранча поразила весь Египет.

… И простер Моисей жезл свой на землю Египетскую, и Господь навел на сию землю восточный ветер, продолжавшийся весь тот день и всю ночь. Настало утро, и восточный ветер нанес саранчу.

И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи, и после сего не будет такой;

она покрыла лице всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле Египетской. (Исх. 10:13-15)

Историческая версия.

Нашествие саранчи могло также быть результатом извержения вулкана. Выпадение пепла могло привести к увеличению влажности, а, следовательно, к росту количества саранчи, для которой были созданы весьма благоприятные условия.

Тьма

 Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их. (Исх. 10:22-23)

Объектом этой казни египетской было главное божество египетского пантеона- бог солнца Ра, представителем которого на земле считался фараон.

Историческая версия

Темноту могло вызвать скопление пепельных облаков после все того же извержения. По другой версии это могло быть солнечное затмение, либо песчаная буря.

Смерть первенцев

После 10-ой казни печаль вошла в каждый дом, где были дети. Эта казнь повлекла за собой освобождение еврейского народа.

В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. (Исх. 12:29).

В полночь в каждой египетской семье, в том числе и в семье фараона, должен был умереть первенец. В предыдущих казнях Моисей и Аарон играли важную роль, они предупреждали фараона о казни и осуществляли ее с помощью Господа. Десятая же казнь была совершена Богом единолично.

Историческая версия.

Вероятное объяснение десятой казни— поражение зерна ядовитым грибком или плесенью. Поскольку мальчикам- первенцам доставалась первая порция еды, массово погибли именно они.

Десять казней египетских принято объединять в три цикла + 10-я казнь. Казни первого цикла несли отвращение, второго – боль, а казни третьего цикла имеют природное начало и носят универсальный характер. Вероятно, десять казней египетских происходили в течение 9 месяцев с июля по апрель.

Любопытна также реакция фараона на каждую из казней.

t04

Источник