Воспаление это патологическое состояние
Остановимся на
Переходим к определению структуры предмета патофизиологии.
Курс патологической физиологии делится на три части. Первая часть — нозология, или общее учение о болезни. При анализе болезни перед врачом встают два вопроса: почему возникла болезнь и каков механизм ее развития: Оба этих вопроса (этиология и патогенез) являются главными в патологической физиологии и рассматриваются в ее первой части. Их решение предполагает анализ сложных взаимосвязей между средой и организмом. Среда рассматривается как источник различных, в том числе и патогенных, воздействий, а организм — как биологическая система с различными уровнями регуляции, с его наследственностью и реактивностью.
Вторая часть — типические патологические процессы — содержит данные о процессах, лежащих в основе многих заболеваний: воспалении, опухоли, лихорадке, гипоксии, типических нарушениях обмена веществ, голодании.
Третья часть — частная патологическая физиология — рассматривает нарушения прежде всего в отдельных органах или системах: кровообращения, дыхания, эндокринной, нервной и т. д. И хотя эта часть называется частной патологической физиологией, здесь опять-таки главными являются общепатологические аспекты. Например, при рассмотрении патологии почек патофизиолог стремится выяснить общие закономерности нарушений их функции, компенсаторные возможности организма.
Патологический процесс — это сочетание местных и общих реакций. возникающих в организме в ответ на повреждающее действие болезнетворного агента. Развитие патологического процесса зависит как от этиологического фактора, так и от реактивных свойств организма. Повреждающий агент может прекратить свое действие, а патологический процесс развивается в соответствии с программой, выработавшейся в эволюции и передающейся по наследству (например, острое воспаление).
Патологическое состояние — это патологический процесс, развивающийся более медленно. Наблюдающиеся при этом болезненные нарушения мало динамичны. Они остаются почти неизменными в течение длительного времени (годы, десятилетия)- Патологическое состояние часто является следствием патологического процесса. Так, воспаление роговицы может закончиться образованием бельма, которое остается на всю жизнь. Язва желудка (патологический процесс) может закончиться рубцом и сужением привратника (патологическим состоянием). Возможно и обратное, т. е. переход патологического состояния в патологический процесс. Например, на месте послеожогового рубца под влиянием канцерогенных факторов может образоваться раковая опухоль.
Наличие в организме патологического процесса или патологического состояния еще не означает болезни в полном ее объеме. Но это может случиться, если организм ослаблен или процесс приобретает большое распространение и особую агрессивность. Например, воспаление волосяного мешочка — фурункул — есть патологический процесс на коже, но не болезнь. Возникновение множественных фурункулов может дать развернутую картину болезни с лихорадкой, интоксикацией и т. д.
Типическими, или типовыми, являются такие патологические процессы, которые развиваются по одинаковым законам, независимо от особенностей причины, вызывающей их, локализации и вида животного. Хорошим примером этого является воспаление. Оно бывает и у лягушки, и у кролика, и у человека, причем основные закономерности его одинаковы. Поэтому так ценятся данные, полученные в эксперименте на животных, стоящих на различных ступенях эволюционной лестницы. Так формировалось общее представление о воспалении, лихорадке (повышении температуры тела больного)., гипоксии.
Воспале́ние (лат. inflammatio) — это комплексный, местный и общий патологический процесс, возникающий в ответ на повреждение (alteratio) клеточных структур организма или действие патогенного раздражителя и проявляющийся в реакциях (exudatio и др.), направленных на устранение продуктов повреждения, а если возможно, то и агентов (раздражителей), а также приводящий к максимальному для данных условий восстановлению (proliferatio и др.) в зоне повреждения. Клинически характеризуется:
1.покраснением (гиперемия);
2.местным повышением температуры (гипертермия);
3.тканевым отёком (следствие гиперосмии);
4.местным ацидозом (следствие гипоксии в области воспаления);
5.болью (гипералгия);
6.нарушением функции
Понятие о типических патологических процессах важно для врача в ходе его рассуждения от общего к частному, конкретному. Как уже было сказано, типический патологический процесс не связывают с какой-нибудь одной причиной, одним животным или органом. Конкретизация происходит в процессе дедуктивного мышления, когда врач точно устанавливает причину болезни (например, микобактерии туберкулеза), определяет пострадавший орган. Тогда совершается переход от абстракции третьего уровня (см. схему) к более конкретному представлению о болезни, например, туберкулезе легких у человека или бруцеллезе кишок у овец. Это уже будет второй уровень анализа по степени обобщения, когда формируется представление о нозологической форме болезни.
В своей практической деятельности врач при анализе болезни должен от второго уровня абстракции перейти к первому, на котором достигается максимальная конкретизация не только причины болезни, локализации, вида организма, но и его индивидуальности. Так возникает представление о диагнозе заболевания у конкретного человека, например: воспаление — туберкулезное — легких — у больного Н. (пол, возраст и т. д.).
Типические патологические процессы развиваются по одинаковым основным закономерностям независимо от особенностей, причины, локализации, вида животного. Иными словами, типические, или типовые, патологические процессы протекают в основных чертах одинаково при различных патогенных воздействиях, в различных органах и у различных животных — это воспаление, лихорадка, опухоли, гипоксия, голодание, гиперемия, тромбоз, эмболия. То обстоятельство, что все животные и в том числе человек одинаково {в основном) голодают, одинаково реагируют на недостаток кислорода, что у всех животных по одинаковым законам развивается воспаление, свидетельствует о том, что все эти процессы сформировались в эволюции и возможность их развития передается по наследству. Конечно, воспаление или опухоли у разных видов животных имеют свои особенности, но задача патологической физиологии — не заниматься деталями, а находить общие признаки и приблизиться таким образом к пониманию закономерностей их развития.
Нозология (греч. νόσος (болезнь) + греч. λόγος (учение)) — учение о болезнях, позволяющее решать основную задачу частной патологии и клинической медицины: познание структурно-функциональных взаимосвязей при патологии, биологические и медицинские основы болезней. Нозология отвечает на вопросы, во все времена волновавшие человечество — что такое болезнь и чем она отличается от здоровья, каковы причины и механизмы развития болезни, выздоровления или смерти.[1]
Нозологию составляют следующие компоненты:
Этиология — учение о причине возникновения болезней;
Патогенез — механизмы возникновения и развития болезни;
Источник
Ïîñðåäñòâîì ýòîé ñòàòüè ìû ñòðåìèìñÿ îáðàòèòü âíèìàíèå ÷èòàòåëÿ, îáùåñòâåííîñòè è ÑÌÈ íà íåîáõîäèìîñòü âîçðîæäåíèÿ ìåäèöèíû, íàóêè è âîññòàíîâëåíèÿ çäîðîâûõ îòíîøåíèé ìåæäó ïàöèåíòîì è âðà÷îì íà ïðèìåðå îòå÷åñòâåííûõ âåëèêèõ âðà÷åé, èõ ó÷èòåëåé è ó÷åíèêîâ. Èòàê, ïðèñòóïèì.
Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ Áîòêèí
Îñíîâîïîëîæíèê íàó÷íîãî ïîäõîäà ê èçó÷åíèþ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé. Ãåíèàëüíûé êëèíèöèñò! Íèêàêîé âûìûøëåííûé äîêòîð Õàóñ íå ñðàâíèëñÿ áû ñ Áîòêèíûì. Ê òîìó æå, Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ æèë â î÷åíü íåïðîñòîå âðåìÿ, ê ïðèìåðó, îðäèíàòóðó áóäóùèé âðà÷ ïðîõîäèë ïîä ðóêîâîäñòâîì Íèêîëàÿ Èâàíîâè÷à Ïèðîãîâà âî âðåìÿ Êðûìñêîé âîéíû â Ñèìôåðîïîëüñêîì âîåííîì ãîñïèòàëå.
Çà âñþ æèçíü äîêòîðà îôèöèàëüíî èçâåñòíî, ÷òî îí ïîñòàâèë ëèøü îäèí íåïðàâèëüíûé äèàãíîç. Íî îá ýòîé èñòîðèè ìû ðàññêàæåì ÷óòü ïîçæå.
Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ î÷åíü âíèìàòåëüíî è âäóì÷èâî ïîäõîäèë ê ïàöèåíòó, åãî îáðàçó æèçíè, åãî îêðóæåíèþ, ðèòìó â òå÷åíèå äíÿ, ðàñïèñàíèþ.
Ïîêàçàòåëüíûé ïðèìåð èç ïðàêòèêè
Íàïðèìåð, îäíîìó ïàöèåíòó, ó êîòîðîãî, íåñìîòðÿ íà âñå ïðîöåäóðû, íèêàê íå ïðîõîäèëà ïðîñòóäà, Áîòêèí âåëåë ñìåíèòü ìàðøðóò äâèæåíèÿ íà ðàáîòó. Òîò åæåäíåâíî õîäèë â Êðåìëü ÷åðåç Ñïàññêóþ áàøíþ, à äîêòîð âåëåë íà÷àòü õîäèòü ÷åðåç Òðîèöêóþ. È áîëåçíü îòñòóïèëà. Ôàíòàñòèêà? Âîâñå íåò. Äåëî â òîì, ÷òî ó èêîíû Ñïàñà Íåðóêîòâîðíîãî, âèñÿùåé íàä Ñïàññêèìè âîðîòàìè, ñëåäîâàëî â ëþáîé ìîðîç ñíèìàòü øàïêó, ÷òî è ïîñëóæèëî ïðè÷èíîé âîçíèêíîâåíèÿ è ïîääåðæàíèÿ íåäóãà.
Êàê äî ýòîãî äîäóìàëñÿ Ñåðãåé Ïåòðîâè÷? Îòâåò î÷åâèäåí: îí î÷åíü ëþáèë ëþäåé è áûë âíèìàòåëåí ê íèì.
Äåòñòâî. Ó÷åáà. Ïåðâûé îïûò
Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ Áîòêèí ðîäèëñÿ â áîãàòîé êóïå÷åñêîé ñåìüå â Ìîñêâå 17 ñåíòÿáðÿ 1832 ãîäà .
Äî 9 ëåò â ñåìüå Ñåðåæà ñ÷èòàëñÿ, ìÿãêî ãîâîðÿ, ãëóïûì, ïîñêîëüêó îí íå óìåë ÷èòàòü è ñ òðóäîì ñêëàäûâàë áóêâû. Ïîçæå âûÿñíèëîñü, ÷òî ó ðåáåíêà ñèëüíåéøèé àñòèãìàòèçì, è èìåííî ïëîõîå çðåíèå íå äàâàëî åìó óñïåøíî ó÷èòüñÿ.
Èíòåðåñíî, ÷òî íàó÷íûå çàäàòêè ðàñïîçíàëè è ïîìîãëè ðàçâèòü ðîäíûå áðàòüÿ, êîòîðûå çàìåòèëè, ÷òî ìàëåíüêèé Áîòêèí íå ÷èòàåò, à ïåðåñ÷èòûâàåò íà ïàëüöàõ àëôàâèò. Çàòåì â ñåìüþ ïðèãëàñèëè ÷àñòíîãî ó÷èòåëÿ ìàòåìàòèêè, êîòîðûé òàêæå ïîäìåòèë âûñîêèé ïîòåíöèàë ðåáåíêà, è ñîâñåì ñêîðî Ñåðåæà ñòàë ëó÷øèì ó÷åíèêîì.
Ó÷àñü íà ìåäèöèíñêîì ôàêóëüòåòå Ìîñêîâñêîãî óíèâåðñèòåòà, áóäóùèé âðà÷ ïîíÿë, ÷òî ìåäèöèíà äàëåêî íå ñîâåðøåííà, äàííûå èç ñïðàâî÷íèêîâ íå ÿâëÿþòñÿ àêñèîìîé, à ê êàæäîìó ÷åëîâåêó íåîáõîäèì èíäèâèäóàëüíûé ïîäõîä.
Íàãëÿäíûå ïðîñòûå èñòîðèè
Ó äâóõ áðàòüåâ ïîñëå êóïàíèÿ â õîëîäíîé âîäå íà÷èíàåòñÿ êàøåëü, îáîèì ïðîïèñûâàþò ëàêðè÷íûå ëåïåøêè. Ó îäíîãî êàøåëü ïðîõîäèò ÷åðåç òðè äíÿ, à ó äðóãîãî ñòàíîâèòñÿ ãëóõèì, óòðîáíûì è äåðæèòñÿ íåñêîëüêî ìåñÿöåâ.
Äëÿ ñïðàâêè: ëåïåøêè ÿâëÿëè ñîáîé ðàçíîâèäíîñòü êàøåê è èçâåñòíû ñî âðåìåí àðàáñêîé ìåäèöèíû. Ïðè ïðèãîòîâëåíèè ëåïåøåê ïîðîøêîîáðàçíûå èíãðåäèåíòû ðàñòèðàëè èëè ðàñòâîðÿëè, ñìåøèâàëè ñ êàìåäÿìè è ñóøèëè. Ëåïåøêè èçãîòàâëèâàëèñü èç ñûðîãî òåñòà, ñîäåðæàùåãî ëåêàðñòâåííûå âåùåñòâà ñ ïîñëåäóþùèì âûñóøèâàíèåì. Èçâåñòíî íàçíà÷åíèå ëåïåøåê èç ëàêðèöû, ìÿòû, àíèñà, ïîëûíè, ñàíòîíèíà è ò. ä.
Èëè äâå êóï÷èõè ìó÷àþòñÿ ñ ìèãðåíüþ, ïðè ýòîì îäíîé èç íèõ ïèÿâêè ïîìîãëè, à äðóãàÿ ïÿòíàìè ïîøëà, è ìèãðåíü ïðè ýòîì óñèëèëàñü.
Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ ãåìèêðàíèè (â áûòó ìèãðåíè) äî êîíöà òàê è íå èçó÷åíû, íî èçâåñòíî, ÷òî â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ëå÷åíèå ïèÿâêàìè áûâàåò ïðîäóêòèâíûì, ïîòîìó ÷òî â ñëþíå ýòèõ æèâîòíûõ ñîäåðæèòñÿ ãèðóäèí, êîòîðûé ìîæåò ðàçæèæàòü êðîâü è ñïîñîáñòâóåò î÷èùåíèþ è óêðåïëåíèþ ñîñóäîâ. Ïðè ðàçæèæåíèè êðîâè íàïðÿæåíèå èç ìûøö óõîäèò, è â ýòîì ñëó÷àå ãîëîâíûå áîëè è ìèãðåíü ïðîõîäÿò.
È êàê ïðè òàêîì ðàçíîì òå÷åíèè áîëåçíåé ó ðàçíûõ ëþäåé áåçîãîâîðî÷íî äîâåðÿòü ìåäèöèíñêèì ñïðàâî÷íèêàì, â êîòîðûõ ÷åòêî ãîâîðèòñÿ, ÷òî äîëæíî ïîìî÷ü? Íåò, âèäèìî òóò äåëî ñëîæíåå, ïîñêîëüêó íåò äâóõ îäèíàêîâûõ îðãàíèçìîâ.
Îäíàæäû ê Áîòêèíó (åùå â áûòíîñòü åãî ñòóäåíòîì) îáðàòèëñÿ äðóãîé ñòóäåíò ïî èìåíè Èâàí Òóìàíîâ. Îí æàëîâàëñÿ íà íåïðåðûâíûå áîëè â æèâîòå, íà òî, ÷òî âûïèñàííûé ëå÷àùèì âðà÷îì õèíèí íå ïîìîãàåò, à îò ïóçûðÿ ñî ëüäîì, êîòîðûé îí ïðèêëàäûâàåò ê áðþõó, äåëàåòñÿ òîëüêî õóæå. Ðàçãîâîð ïðîõîäèë â êîìíàòå Òóìàíîâà, òàì æå íàõîäèëèñü è äàãåðîòèïû, èçîáðàæàâøèå åãî íà çèìíåé îõîòå.
Âû âñåãäà õîäèòå â íåçàñòåãíóòîé øèíåëè? âäðóã ñïðîñèë ìîëîäîé Áîòêèí ïàöèåíòà.
Äà, â ëþáîé ìîðîç, îòâåòèë òîò.
Ñîâåòóþ Âàì âñå-òàêè çàñòåãèâàòüñÿ. Ïðîäîëæàòü õèíèí, à ëåä äîëîé. Âåðîÿòíåå âñåãî, Âàøå çàáîëåâàíèå ïðîñòóäíîãî õàðàêòåðà.
Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ Áîòêèí òîãäà íå çíàë åùå î òàêîì çàáîëåâàíèè êàê æåëóäî÷íûé ãðèïï (ýòî çàáîëåâàíèå, ñîåäèíÿþùåå â ñåáå ñèìïòîìû ïðîñòóäíîãî çàáîëåâàíèÿ è ïèùåâàðèòåëüíîãî ðàññòðîéñòâà). Íî îí èíòóèòèâíî ïîíÿë, ÷òî õîëîä, êîòîðûé ïðèçâàí áûë ïîìî÷ü, â ýòîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå âðåäèë. Ñîâåò âîçûìåë ïîëîæèòåëüíîå äåéñòâèå, Òóìàíîâ âûçäîðîâåë.
Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ ñ÷èòàë, ÷òî âàæíî ïðàâèëüíî íàñòðîèòü ÷åëîâåêà, ÷òîáû åãî ìîçã ïîäàë êîìàíäó íà âûçäîðîâëåíèå.
Îí êàòåãîðè÷åñêè îòêàçûâàëñÿ ñëåäîâàòü ôîðìàëüíîìó óíèâåðñèòåòñêîìó êóðñó, êîòîðûé òðåáîâàë ïîä÷èíåíèÿ õîëîäíûì è áåçäóøíûì ñïðàâî÷íèêàì.
Êðûìñêàÿ âîéíà
Ïî îêîí÷àíèþ ó÷åáû Áîòêèí íàïðàâëÿåòñÿ â Êðûì íà âîéíó. Òÿãîòû ïîëåâîãî áûòà åãî íå ïóãàþò. Íåïîñðåäñòâåííûì íà÷àëüíèêîì ñòàíîâèòñÿ êóìèð ìîëîäîãî âðà÷à, çíàìåíèòûé õèðóðã Íèêîëàé Ïèðîãîâ.
Ñîâðåìåííèêè âñïîìèíàþò, êàê â âîçðàñòå 22 ëåò Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ ïîìîãàë õèðóðãàì â âîåííî-ïîëåâûõ óñëîâèÿõ Êðûìñêîé âîéíû: «Êàê îðäèíàòîð, Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ Áîòêèí ðàáîòàë ñïîêîéíî, åãî äâèæåíèÿ áûëè áûñòðû».
Îí íàó÷èëñÿ ïðîèçâîäèòü àìïóòàöèè. Íî âñêîðå ïîíÿë, ÷òî â ñâÿçè ñ áëèçîðóêîñòüþ è àñòèãìàòèçìîì íå ñìîæåò ñòàòü õèðóðãîì.  ïîñëåäóþùåì Áîòêèí íåîäíîêðàòíî âîçâðàùàëñÿ ê ñîáûòèÿì Êðûìñêîé âîéíû, è ìíîãèå åãî íàó÷íûå âçãëÿäû èìåþò îòïå÷àòêè âîåííûõ âïå÷àòëåíèé.
Ñòàæèðîâêà â Åâðîïå
Ïîñëå âîéíû Áîòêèí ðåøèë ïðîäîëæèòü ñâîå îáðàçîâàíèå â Åâðîïå. Îí ñòàæèðîâàëñÿ â Âþðöáóðãå è Áåðëèíå ó ïðîôåññîðà Ðóäîëüôà Âèðõîâà, ñëóøàë êóðñ ëåêöèé Êàðëà Ëþäâèãà, ïîñåùàë çíàìåíèòûå â òî âðåìÿ åâðîïåéñêèå êëèíèêè Ëþäâèãà Òðàóáå â Ãåðìàíèè, çàòåì Áàðòåçà, Òðóññî, Áóùþ è óðîëîãè÷åñêóþ êëèíèêó Êîäåìîíà â Ïàðèæå.
Íàó÷åííûé ìîñêîâñêèì îïûòîì, Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ íå áåðåò íà âåðó âñ¸, ÷òî ïðåïîäàþò ýòè ñâåòèëà, èç-çà âûñîêîé ñìåðòíîñòè â ìåñòíûõ áîëüíèöàõ è î÷åâèäíûõ åìó îøèáêàõ ïðè ëå÷åíèè áîëüíûõ.
Áîòêèí ðàáîòàåò íå ïîêëàäàÿ ðóê. Äàæå âî âðåìÿ ñâàäåáíîãî ïóòåøåñòâèÿ â Âåíå ìîëîäîé âðà÷ ñòàðàëñÿ âñòðå÷àòüñÿ è îáùàòüñÿ ñ êîëëåãàìè äëÿ îáñóæäåíèÿ íàñóùíûõ âîïðîñîâ ìåäèöèíû. Áåäíàÿ Àíàñòàñèÿ Àëåêñàíäðîâíà åùå íå çíàëà, ÷òî âûøëà çàìóæ íå çà ìóæ÷èíó, à çà âñþ ðóññêóþ ìåäèöèíó.
Ðåçóëüòàòîì îáó÷åíèÿ ñòàëî òî, ÷òî ìîëîäîé âðà÷ ïîíÿë, ÷òî äëÿ òîãî, ÷òîáû èçáàâèòüñÿ îò ýìïèðèçìà, ÷òîáû ïðåâðàòèòü ìåäèöèíó èç èñêóññòâà â íàóêó, íåîáõîäèìî øèðîêî ïðèâëå÷ü õèìèþ, ïàòîëîãè÷åñêóþ àíàòîìèþ, ôèçèîëîãèþ è åùå òîëüêî çàðîæäàþùóþñÿ ìèêðîáèîëîãèþ. Èíòåðåñíî, ÷òî â äàëüíåéøåì óæå íà ðîäèíå, ñïóñòÿ íåñêîëüêî ëåò ìîëîäîé âðà÷ çà ñîáñòâåííûå ñðåäñòâà íà÷íåò îòêðûâàòü ñïåöèàëèçèðîâàííûå ëàáîðàòîðèè.
Ñëóæáà â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå
 28 ëåò Áîòêèí áûë íàçíà÷åí çàâåäóþùèì êàôåäðû ôàêóëüòåòñêîé òåðàïèè â Èìïåðàòîðñêîé ìåäèêî-õèðóðãè÷åñêîé àêàäåìèè â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå.
Ìîëîäîé ïðîôåññîð ýíåðãè÷íî âçÿëñÿ çà ðàáîòó. Ñâîþ çàäà÷ó îí âèäåë â ñîçäàíèè â àêàäåìèè îáðàçöîâîé êëèíèêè. Ïðè êëèíèêå áûëà ñîçäàíà ïåðâàÿ áåñïëàòíàÿ àìáóëàòîðèÿ, ÷òî â òî âðåìÿ áûëî íîâîââåäåíèåì.  àìáóëàòîðèè ïðåäïîëàãàëîñü âåñòè ïðèåì áåäíûõ ñëîåâ íàñåëåíèÿ, íî âñêîðå â íåå ñòàëè ïðèõîäèòü ëþäè âñåõ ñîñëîâèé. Âñêîðå Áîòêèíà ñòàëè íàçûâàòü «÷óäåñíûì äîêòîðîì». Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ îáëàäàë ðåä÷àéøèì òàëàíòîì äèàãíîñòà.
Ïîñêîëüêó «÷óäåñíûé äîêòîð» íå ïðåäñòàâëÿë ñåáå êëèíèêó áåç ëàáîðàòîðèè, ñïóñòÿ âñåãî ãîä, â 1861 ãîäó, áûëà îðãàíèçîâàíà âïîëíå ñîâðåìåííàÿ êëèíèêî-ýêñïåðèìåíòàëüíàÿ ëàáîðàòîðèÿ, â êîòîðîé ïðîâîäèëèñü ïåðâûå â Ðîññèè èññëåäîâàíèÿ ïî ýêñïåðèìåíòàëüíîé ôàðìàêîëîãèè.  ëàáîðàòîðèè Ïàâëîâ ïðîâîäèë ñâîè èññëåäîâàíèÿ, íàïèñàë äîêòîðñêóþ î ñåðäå÷íûõ íåðâàõ è â äàëüíåéøåì âîçãëàâèë äåòèùå Áîòêèíà óæå êàê ëó÷øèé â íàøåé èñòîðèè ôèçèîëîã.
Çèìîé 1872 ã. Áîòêèíà ïðèãëàñèëè ñòàòü ëè÷íûì âðà÷îì èìïåðàòðèöû Ìàðèè Àëåêñàíäðîâíû, è îí áûë íàçíà÷åí ëåéá-ìåäèêîì.
Ðóññêî-òóðåöêàÿ âîéíà
Ñïóñòÿ ïÿòü ëåò, â 1877 ã., Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ âî âòîðîé ðàç â ñâîåé æèçíè îòáûë íà òåàòð âîåííûõ äåéñòâèé â Äóíàéñêóþ àðìèþ íà Áàëêàíû, ãäå ïðîâåë â êà÷åñòâå âðà÷à îêîëî 7 ìåñÿöåâ, ýòî áûëà ðóññêî-òóðåöêàÿ âîéíà. Áîòêèí ïîåõàë äîáðîâîëüíî, ÷òîáû ïîâûñèòü íàâûêè ðàáîòû â íàïðÿæåííûõ, ýêñòðåìàëüíûõ ñèòóàöèÿõ.
Îäíàæäû íà ôðîíòå ê Áîòêèíó îáðàòèëñÿ ðóññêèé äèïëîìàò Èãíàòüåâ, îí æàëîâàëñÿ íà íåïðåêðàùàþùèåñÿ áîëè â çàòûëêå.
×åì Âû ëå÷èòåñü?
Äà âîò êðóïèíêàìè ãîìåîïàòèÿ.
Âñÿ ýòà ãîìåîïàòèÿ äëÿ ìèðíîé è ñïîêîéíîé æèçíè. Âû âîò ÷òî ñäåëàéòå, âûïåéòå ïîáîëüøå ñëàáèòåëüíîãî è ïðèìèòå òåïëóþ âàííó.
Áëèæàéøèå íåñêîëüêî ÷àñîâ íå áûëè ñàìûìè ïðèÿòíûìè â æèçíè Èãíàòüåâà, îäíàêî áîëè â çàòûëêå ïðåêðàòèëèñü. Áîòêèí âîñïðèíèìàë Èãíàòüåâà íå êàê î÷åðåäíîãî ïàöèåíòà, æàëóþùåãîñÿ íà ãîëîâíóþ áîëü, à êàê æèâîãî ÷åëîâåêà, âûíóæäåííîãî âåñòè íåïðèâû÷íûé äëÿ ñåáÿ, íåêîìôîðòíûé îáðàç æèçíè.
Íàó÷íîå íàñëåäèå Áîòêèíà
Ñâîè íàó÷íûå âçãëÿäû Áîòêèí èçëîæèë â òðåõ òîìàõ «Êóðñà êëèíèêè âíóòðåííèõ áîëåçíåé» è 35 ëåêöèÿõ, çàïèñàííûõ åãî ó÷åíèêàìè.
+ Ïåðâûé òîì áûë âûïóùåí â 1867 ã. è ïîñâÿùåí ðàçáîðó áîëüíîãî ñ áîëåçíüþ ñåðäöà.
+ Âòîðîé òîì óâèäåë ñâåò â 1868 ã. è ñîäåðæàë ðàçáîð áîëüíîãî ñûïíûì òèôîì è ïîäðîáíîå èçëîæåíèå ó÷åíèÿ î ëèõîðàäêå.
+ Òðåòèé âûïóñê ïîÿâèëñÿ â 1875 ã. è íàçûâàëñÿ «Î ñîêðàòèòåëüíîñòè ñåëåçåíêè è îá îòíîøåíèè çàðàçíûõ áîëåçíåé ê ñåëåçåíêå, ïå÷åíè, ïî÷êàì, ñåðäöó». Íà ïðîòÿæåíèè äîëãîãî âðåìåíè ýòà êíèãà áûëà íàñòîëüíîé ó ìíîãèõ ïîêîëåíèé âðà÷åé, ïåðåâåäåíà íà ôðàíöóçñêèé è íåìåöêèé ÿçûêè.
Âäîâñòâî è íîâàÿ æåíèòüáà
 ãîä íàïèñàíèÿ òðåòüåãî âûïóñêà êóðñà âíóòðåííèõ áîëåçíåé óìèðàåò æåíà, áîëåçíü îêàçàëàñü íåèçëå÷èìîé. Ñóïðóãà îñòàâèëà ïîñëå ñåáÿ øåñòåðûõ äåòåé è ÷óâñòâî íåâîñïîëíèìîé ïîòåðè. Áîòêèí íà÷àë æèòü õîëîñòÿêîì. Íåêîãäà øóìíûé äîì ñäåëàëñÿ íåóþòåí, äåòè õîäèëè, êàê â âîäó îïóùåííûå. Ãóâåðíàíòêè è íÿíüêè äåëàëè âñå, ÷òî ìîãëè, íî íå îò íèõ çàâèñåëî âåðíóòü â äîì Áîòêèíà áûëîå ñ÷àñòüå. Òàê ïðîøåë ãîä. Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ íå âûäåðæàë è ïðåäëîæèë ðóêó è ñåðäöå Åêàòåðèíå Àëåêñååâíå Ìîðäâèíîâîé (Îáîëåíñêîé), òîæå âäîâå. Ìåæäó íèìè íå áûëî ïûëêîé ëþáâè, ê ñîþçó èõ òîëêíóëî ÷óâñòâî îäèíî÷åñòâà.
Áîðüáà ñ èíôåêöèîííûìè áîëåçíÿìè
Âàæíûìè ñ ïðàêòè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ áûëè íàáëþäåíèÿ è âûâîäû Áîòêèíà, êàñàþùèåñÿ áîðüáû ñ èíôåêöèîííûìè çàáîëåâàíèÿìè (ïíåâìîíèÿ, ìàëÿðèÿ, äèçåíòåðèÿ, ñûïíîé è áðþøíîé òèô, èíôåêöèîííàÿ æåëòóõà) è ëå÷åíèÿ èíôåêöèîííûõ áîëüíûõ, à òàêæå âîïðîñîâ ïðîòèâîýïèäåìè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé.
Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ íåóñòàííî èñêàë ïóòè ñíèæåíèÿ èíôåêöèîííîé çàáîëåâàåìîñòè. Ïî åãî èíèöèàòèâå è ïðè åãî íåïîñðåäñòâåííîì ó÷àñòèè áûëà îòêðûòà Àëåêñàíäðîâñêàÿ ãîðîäñêàÿ áàðà÷íàÿ áîëüíèöà, â ïåðâóþ î÷åðåäü äëÿ «÷åðíîðàáî÷åãî êëàññà».
Íîâàòîð â ìåäèöèíå
1. Áëàãîäàðÿ Áîòêèíó ïîÿâèëñÿ ïðîîáðàç «ñêîðîé ïîìîùè» ñàíèòàðíàÿ êàðåòà.
2. Îí ÷åòêî ñëåäîâàë íàñòîÿùèì ÷åëîâå÷åñêèì ïðèíöèïàì: ïî åãî èíèöèàòèâå â ñòîëèöå, à çàòåì è â äðóãèõ ãîðîäàõ áûëè îòêðûòû ìåäèöèíñêèå êîìïëåêñû äëÿ áåäíåéøåãî íàñåëåíèÿ. Îíè ñîñòîÿëè èç àìáóëàòîðèè è áîëüíèöû, è ëå÷åíèå â íèõ áûëî áåñïëàòíûì. Äëÿ Áîòêèíà íå áûëî ïàöèåíòîâ âàæíûõ è íåâàæíûõ. Îí âíèêàë â êàæäîãî ïàöèåíòà, â óñëîâèÿ æèçíè ëþäåé. Ñîâåòû âðà÷à èíîãäà îáåñêóðàæèâàëè ïàöèåíòîâ, íî ïðè ýòîì âñå çíàëè, ÷òî ýòîò äîêòîð äàðîì ñëîâ íà âåòåð íå áðîñàåò.
3. Áîòêèí íåîäíîêðàòíî îáðàùàë âíèìàíèå ïðàâèòåëüñòâà íà íåóäîâëåòâîðèòåëüíîå ñàíèòàðíîå ñîñòîÿíèå æèëèù áåäíûõ ñëîåâ îáùåñòâà, óëó÷øåíèå óñëîâèé èõ æèçíè è ðàáîòû.
4. Ïî èíèöèàòèâå ïðîôåññîðà, êàê óïîìèíàëîñü ðàíåå, è íà ñîáñòâåííûå ñðåäñòâà â áîëüíèöå áûëà ñîçäàíà õèìèêî-ôèçèîëîãè÷åñêàÿ ëàáîðàòîðèÿ.  íåé áûëè âûïîëíåíû íåêîòîðûå èññëåäîâàíèÿ ïî çàðîæäàþùåéñÿ òîãäà ìèêðîáèîëîãèè.
5. Áëàãîäàðÿ Áîòêèíó áûëà ââåäåíà êàðòî÷íàÿ ñèñòåìà ðåãèñòðàöèè áîëüíûõ. Äëÿ ó÷åòà êàæäîãî ïîñòóïàþùåãî â áîëüíèöó çàâîäèëè «Ñêîðáíûé ëèñò» (ïðîîáðàç èñòîðèè áîëåçíè). Òàêîé ïîäõîä îáëåã÷àë ðàáîòó êîëëåãàì, â òîì ñëó÷àå åñëè ïàöèåíòà âåë íå îäèí âðà÷. Ðàáîòàÿ íà êàôåäðå, Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ ïåðâûì ñòàë ïðèãëàøàòü ïàöèåíòîâ äëÿ äèàãíîñòèêè è ïîëíîãî ðàçáîðà òàêòèêè ëå÷åíèÿ ðåàëüíîãî ÷åëîâåêà. Ýòî âûçâàëî ñèëüíûå âîçìóùåíèÿ ó ïðåäñòàâèòåëåé ñòàðîé øêîëû, íî Áîòêèí áûë íåïðåêëîíåí.
6. Èì ëè÷íî áûë ðàçðàáîòàí ïëàí îêàçàíèÿ ïîìîùè íà äîìó è óñòàíîâëåíà ïîâèçèòíàÿ ïëàòà â 30 êîïååê, à â íî÷íîå âðåìÿ â 60 êîïååê.  òî âðåìÿ ýòî áûëà êðàéíå íèçêàÿ, ñèìâîëè÷åñêàÿ îïëàòà, çà ÷òî Áîòêèíà îò÷àÿííî êðèòèêîâàëà Êîìèññèÿ îáùåñòâåííîãî çäðàâèÿ. Äîêòîð áûë ïðåêðàñíûì îðãàíèçàòîðîì, êîîðäèíàòîðîì ÷åëîâå÷åñêèõ è ìàòåðèàëüíûõ ðåñóðñîâ. Áîðüáà ñ ýïèäåìèåé 1882 ãîäà â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå çàêîí÷èëàñü óñïåøíî áëàãîäàðÿ ðàöèîíàëüíîìó ðàñïðåäåëåíèþ âðà÷åáíûõ ñèë è ñðåäñòâ ïîä ðóêîâîäñòâîì Áîòêèíà, è, ïî ïðèçíàíèþ Ãîðîäñêîé Äóìû, «ïîòðåáîâàëà ñî ñòîðîíû ãîðîäà íåáîëüøîé äåíåæíîé çàòðàòû». Òàê áûëî ïîëîæåíî íà÷àëî êâàðòèðíîé ïîìîùè íàñåëåíèþ ñòîëèöû.
Òðè îñíîâíûõ ïðàâèëà òåðàïåâòà îò Ñ.Ï. Áîòêèíà:
1. Âî-ïåðâûõ, íóæíî íàñòðîèòü áîëüíîãî íà âûçäîðîâëåíèå, ïðèòîì íàñòðàèâàòü êàæäîãî ïî ðàçíîìó. Îäíîãî æàëåòü, âòîðîãî îáíàäåæèòü, äðóãîãî ïîäáàäðèâàòü, ñëåäóþùåãî ïóãàòü, ñ êåì-òî ïîøóòèòü. Ôîðìà, â êîòîðîé áóäåò âûñêàçàí ñîâåò, íå ìåíåå âàæíà, ÷åì ñîáñòâåííî ñîäåðæàíèå ýòîãî ñîâåòà.
2. Âî-âòîðûõ, ëå÷èòü íóæíî ÷åëîâåêà öåëèêîì.
3. Â-òðåòüèõ, ãëàâíóþ îòâåòñòâåííîñòü çà ïîÿâëåíèå è ðàçâèòèå áîëåçíåé íåñåò âíåøíÿÿ ñðåäà, îò êà÷åñòâà îòäûõà äî âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ ðîäñòâåííèêàìè.
Ñî âðåìåíåì ýòè ïóíêòû ñòàëè ÷åì-òî âðîäå áèáëåéñêèõ çàïîâåäåé äëÿ ïðàêòèêóþùèõ òåðàïåâòîâ. Íåóäèâèòåëüíî, ÷òî Áîòêèí ñòàë ëó÷øèì äèàãíîñòîì ñâîåãî âðåìåíè, õîòÿ êîëëåãè ÷àñòî èðîíèçèðîâàëè íàä äèàãíîçàìè, íàñòîëüêî îíè øëè âðàçðåç ñ óñòîÿâøèìèñÿ ïðàêòèêàìè.
Öèðþëüíèê Êîíñòàíòèí Âàñèëüåâ. Ñëàáîñòü, ñîíëèâîñòü, ïîíèæåííûé èíòåðåñ ê æèçíè. Íåäàâíî ïåðååõàë â äîì íàïðîòèâ êðóãëîñóòî÷íîé òèïîãðàôèè. Ðåöåïò: çàòû÷êè â óøè íà íî÷ü.
Íî áîëüíûå íåîæèäàííî èçëå÷èâàëèñü, à åñëè íåò, òî âñêðûòèå ïîêàçûâàëî ïðàâîòó Ñåðãåÿ Ïåòðîâè÷à, è øóòíèêè äîâîëüíî áûñòðî óñïîêàèâàëèñü. Çàòî ñàì Áîòêèí íå óñòàâàë øóòèòü ñ ïàöèåíòàìè.
Âîò, íàïðèìåð, âîñïîìèíàíèÿ îäíîé èç ïàöèåíòîê, ñåðüåçíî çàáîëåâøåé æåíû ôèçèîëîãà Èâàíà Ïàâëîâà:
Ñêàæèòå, Âû ëþáèòå ìîëîêî?
Ñîâñåì íå ëþáëþ è íå ïüþ.
À âñå æå ìû áóäåì ïèòü ìîëîêî. Âû þæàíêà, íàâåðíîå, ïðèâûêëè ïèòü âèíî çà îáåäîì.
Íèêîãäà. Íè êàïëè.
Îäíàêî ìû áóäåì ïèòü. Èãðàåòå ëè Âû â êàðòû?
×òî Âû, Ñåðãåé Ïåòðîâè÷, íèêîãäà â æèçíè.
×òî æå, áóäåì èãðàòü. ×èòàëè ëè Âû Äþìà èëè åùå òàêóþ ïðåêðàñíóþ âåùü, êàê «Ðîêàìáîëü»?
Äà ÷òî Âû îáî ìíå äóìàåòå, Ñåðãåé Ïåòðîâè÷? Âåäü ÿ íåäàâíî êîí÷èëà êóðñû, è ìû íå ïðèâûêëè èíòåðåñîâàòüñÿ òàêèìè ïóñòÿêàìè.
Áóäåì ÷èòàòü «Ðîêàìáîëü».
Ñïóñòÿ òðè ìåñÿöà Ñåðàôèìà Àëåêñàíäðîâíà âûçäîðîâåëà.
Çäîðîâüå «÷óäåñíîãî äîêòîðà»
Ê ñîðîêà ãîäàì çäîðîâüå âðà÷à óæå ïîäîðâàíî, íî îí íå îáðàùàåò íà ýòî âíèìàíèå, à äóìàåò î òîì, êàê ïåðåäàòü ñâîè çíàíèÿ è ïîäõîä ê äèàãíîñòèêå è ëå÷åíèþ.
 1883 ã. â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå ñëó÷èëîñü òî, ÷òî äîëæíî áûëî ñëó÷èòüñÿ. Ñåðãåé Ïåòðîâè÷, òîëüêî ÷òî áîäðî ãîâîðèâøèé ñî ñâîèìè êîëëåãàìè, âäðóã ñïàë ñ ëèöà, ïîêà÷íóëñÿ è ðóõíóë áåç ÷óâñòâ. Ýòî ìîæíî áûëî áû ñïèñàòü íà íåðâíîå è ôèçè÷åñêîå ïåðåíàïðÿæåíèå, åñëè áû íå îäûøêà è ñëàáîñòü, êîòîðûå Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ îùóùàë ïîñëåäíèå íåñêîëüêî ìåñÿöåâ.
Áîòêèí ðåøèë, ÷òî ýòî ñëåäñòâèå êîâàðíîé æåë÷åêàìåííîé áîëåçíè. Îí âûçâàë âèäíîãî àíãëèéñêîãî õèðóðãà, êîòîðûé áûë èçâåñòåí îïåðàöèÿìè íà æåë÷íîì ïóçûðå, òîò îñìîòðåë ïàöèåíòà, íî îïåðàöèþ äåëàòü íàîòðåç îòêàçàëñÿ. Õèðóðã ïîñòàâèë äðóãîé äèàãíîç, ãîðàçäî áîëåå ñåðüåçíûé «ãðóäíàÿ æàáà» ñòðàøíàÿ ñåðäå÷íàÿ áîëåçíü, ñ ýòîé áîëåçíüþ ïàöèåíò ìîæåò íå âûäåðæàòü âìåøàòåëüñòâà õèðóðãà.
«Ãðóäíàÿ æàáà» ýòî ïðèãîâîð, è Áîòêèí ïðèíÿë íåîáû÷íîå ðåøåíèå: äèàãíîç õèðóðãà ñ÷èòàòü îøèáî÷íûì, âñå ðàçãîâîðû î «æàáå» ïðåñå÷ü è âåñòè âñå òàêîé æå íàïðÿæåííûé îáðàç æèçíè. Ïóñòü îí ïðîæèâåò ìåíüøå, íî ñäåëàåò áîëüøå è äëÿ ñâîèõ ïàöèåíòîâ, è äëÿ Ðîññèéñêîé ìåäèöèíû âîîáùå.
Ìåæäó òåì áîëåçíü âñå ïðîãðåññèðîâàëà, Áîòêèí ïîñòîÿííî çàäûõàëñÿ, ñèëüíî ïîõóäåë, ó íåãî èçìåíèëñÿ öâåò ëèöà. Âñåì êîëëåãàì áûëî ÿñíî, ÷òî åñëè Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ íå óêðîòèò ñâîé ïûë, òî ñ÷åò åãî æèçíè áóäåò èäòè íå íà ãîäû, à íà ìåñÿöû. Îíè îñòîðîæíî íàìåêàëè Áîòêèíó íà ýòî è êàæäûé ðàç âûñëóøèâàëè îäèí-åäèíñòâåííûé îòâåò: «Çàìîë÷èòå! Çíàþ, ÷òî âû ñêàæåòå. Íî òîëüêî æåë÷åêàìåííàÿ áîëåçíü ìîÿ åäèíñòâåííàÿ çàöåïêà, åñëè ïðåäïîëîæèòü ñàìîñòîÿòåëüíóþ áîëåçíü ñåðäöà, òî ÿ ïðîïàë. À åñëè ýòè ñèìïòîìû ÿâëÿþòñÿ ôóíêöèîíàëüíûì îòðàæåíèåì îò æåë÷íîãî ïóçûðÿ, òî ÿ åùå ìîãó âûêàðàáêàòüñÿ. Íè ñëîâà, ïîâòîðÿþ, íè ñëîâà ïðî «ãðóäíóþ æàáó», ó ìåíÿ áîëüíîé ïóçûðü è âñå!».
 ïîñëåäíèé ãîä ñâîåé æèçíè îí ðàçðàáàòûâàë ïðîáëåìó ñòàðîñòè, õîòÿ ñàìîìó åìó íå óäàëîñü äî íåå äîæèòü. Ñåðãåé Ïåòðîâè÷ ñêîí÷àëñÿ âî Ôðàíöèè, êîãäà åìó áûëî âñåãî 57 ëåò. Ðàáîòà áåç îòäûõà ïîäîðâàëà åãî ñèëû. Ó Ñåðãåÿ Ïåòðîâè÷à áîëåçíü ñåðäöà íà÷àëà ðàçâèâàòüñÿ äàâíî, è èìåííî òîãäà Áîòêèí ïîñòàâèë åäèíñòâåííûé íåâåðíûé äèàãíîç ñàìîìó ñåáå. Îîí óïîðíî ñ÷èòàë, ÷òî ñòðàäàåò îò ïå÷åíî÷íîé êîëèêè (íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííîå êëèíè÷åñêîå ïðîÿâëåíèå æåë÷åêàìåííîé áîëåçíè).  1889 ãîäó, êàê ïèñàëè ãàçåòû, «ñìåðòü óíåñëà èç ýòîãî ìèðà ñàìîãî íåïðèìèðèìîãî ñâîåãî âðàãà»
Âåëèêèé êëèíèöèñò âîñïèòàë íå òîëüêî ñâîèõ ó÷åíèêîâ, íî è ñâîèõ äåòåé, òðîå èç êîòîðûõ ïîøëè ïî ñòîïàì îòöà: Ñåðãåé Ñåðãååâè÷, Åâãåíèé Ñåðãååâè÷ è Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷, î êîòîðûõ ìû ðàññêàæåì âàì â íîâûõ ñòàòüÿõ î âðà÷àõ.
Îäèí èç ó÷åíèêîâ Ñåðãåÿ Ïåòðîâè÷à, ïðîôåññîð Ë.Â. Ïîïîâ, ïèñàë î íåì: «Âñÿ îáøèðíàÿ äåÿòåëüíîñòü ýòîãî â âûñøåé ñòåïåíè çàìå÷àòåëüíîãî ÷åëîâåêà íà ïîïðèùå ìåäèöèíñêîãî îáðàçîâàíèÿ â Ðîññèè, äåÿòåëüíîñòü êàê ó÷åíîãî, êàê ó÷èòåëÿ è ïðîôåññîðà êëèíèöèñòà, êàê âðà÷à è îáùåñòâåííîãî äåÿòåëÿ áûëà òàê âåëèêà è ìíîãîãðàííà, ÷òî èìÿ åãî, áóäó÷è îäíèì èç íàèáîëåå áëåñòÿùèõ ìåäèöèíñêèõ èìåí äëÿ ñîâðåìåííèêîâ, íàâñåãäà îñòàíåòñÿ è äëÿ ïîòîìñòâà â âûñøåé ñòåïåíè ïî÷åòíûì è âå÷íî ïàìÿòíûì â èñòîðèè ðàçâèòèÿ ðóññêîé ìåäèöèíñêîé íàóêè».
Èñòî÷íèê: www.vsevrachizdes.ru/blog/doktor-haus-ne-sravnitsya-s-doktorom-botkinym
Источник