Воспаление грушевидной мышцы ягодицы
В этой публикации мы детально разберём анатомию, функцию, триггерные точки, и зоны отражённой боли, которые возникают в результате поражения грушевидной мышцы.
Грушевидную мышцу (musculus piriformis) называют “дважды дьяволом” из-за того, что она может являться источником проблем, связанных с ущемлением нервов и болезненных ощущений, отражённых из триггерных точек.
Грушевидная мышца: анатомия
Форма и размеры грушевидной мышцы могут отличаться у разных людей. У подавляющего большинства musculus piriformis широкая и массивная, у некоторых — тонкая и небольшая.
Грушевидная мышца одним своим концом (медиально) прикрепляется к передней поверхности крестца. Часть волокон может прикрепляться к краю седалищного отверстия у капсулы крестцово-подвздошного сустава, а часть мышечных пучков — к крестцово-остистой связке. Сверху она может переплетаться с волокнами средней и малой ягодичных мышц, а снизу — с верхней близнецовой мышцей.
Другим своим концом (латерально) грушевидная мышца прикрепляется округлым сухожилием к большому вертелу бедренной кости.
Рекомендуем к просмотру
Грушевидная мышца выходит из таза через большое седалищное отверстие.
Помимо седалищного нерва, через большое седалищное отверстие также проходят верхние ягодичные сосуды и нерв, срамные сосуды и нерв, нижний ягодичный нерв, задний кожный нерв бедра, а также нервы, направляющиеся к близнецовым, внутренней запирательной мышцам и квадратной мышце бедра.
Когда грушевидная мышца массивная и заполняет всё пространство отверстия, она может сдавливать сосуды и нервы, проходящие здесь же, что негативно сказывает на иннервации и кровоснабжении не только всей ноги, но также ягодичной области и переднего отдела промежности.
Другие короткие мышцы, вращающие бедро наружу (верхняя и нижняя близнецовые мышцы, внутренняя и наружная запирательная мышцы, а также квадратная мышца бедра) находятся ниже грушевидной мышцы и могут вносить свой дополнительный вклад в развитие синдрома грушевидной мышцы и ущемления седалищного и вышеперечисленных нервов.
Функции грушевидной мышцы
При весовой нагрузке грушевидная мышца участвует в контроле избыточной и/или быстрой ротации бедра, например, в фазе установки стопы во время ходьбы или бега, а также стабилизирует тазобедренный сустав, участвуя в удержании головки бедренной кости в вертлужной впадине.
Грушевидная мышца вместе с верхней и нижней близнецовой, наружной и внутренней запирательной, а также квадратной мышцей бедра участвует в наружном вращении бедра.
Грушевидная мышца также принимает участие в отведении бедра, когда оно согнуто в тазобедренном суставе под 90 градусов.
Агонистами грушевидной мышцы во вращении бедра наружу, т.е. её помощниками по выполнению функции, являются верхняя и нижняя близнецовые мышцы, внутренняя и наружная запирательная мышцы, квадратная мышца бедра, большая ягодичная мышца, длинная головка двуглавой мышцы бедра, портняжная мышца, задние волокна средней ягодичной и малой ягодичной, а также подвздошно-поясничная мышца.
Антагонистами грушевидной мышцы в наружной ротации бедра являются мышцы, вращающие бедро вовнутрь, а именно: полусухожильная и полуперепончатая мышцы, напрягатель широкой фасции, гребенчатая мышца, а также передние волокна средней и малой ягодичных мышц. Роль приводящих мышц в вопросе внутренней ротации бедра является противоречивой, однако ЭМГ-ислледования показали, что длинная и большая приводящие мышцы активируются во время внутреннего вращения бедра в тазобедренном суставе.
Триггерные точки грушевидной мышцы
Поражение грушевидной мышцы триггерными точками приводит к возникновению боли преимущественно в области крестцово-подвздошного сустава, ягодицы, позади тазобедренного сустава, а также в верхние две трети задней поверхности бедра.
Миофасциальный болевой синдром грушевидной мышцы, вызванный образованием в ней триггерных точек связан с компрессией седалищного и некоторых других нервов в месте их совместного выхода из полости таза через большое седалищное отверстие.
Боль при ущемлении нервов отличается от миофасциальной боли, исходящей из триггерных точек, однако крайне часто оба этих состояния возникают параллельно.
Боль при ущемлении седалищного нерва может уходить дальше, чем боль от триггерных точек и распространяться по всей поверхности бедра и голени, а также на подошву стопы.
Грушевидная мышца способна оказывать мощное воздействие, приводящее к смещению крестцово-подвздошного сустава, поэтому перед коррекцией положения этого сустава необходимо инактивировать триггерные точки в musculus pirifomis и добиться её расслабления.
Рекомендуем к просмотру
Активация триггерных точек в грушевидной мышце может возникнуть в результате любых непривычных нагрузок, например, при попытке предотвратить падение. От человека с данной проблемой можно услышать “Я поскользнулся, когда бежал вокруг стадиона, но удержался и не упал”. Отклонение в сторону при наклоне или быстрая ротация ноги могут также вызвать острую перегрузку мышцы. Длительное сидение на жёсткой поверхности, длительное вождение автомобиля или непосредственная травма при ударе по ягодичной мышце в области грушевидной мышцы также могут спровоцировать активацию триггерных точек. Длительная изнуряющая спортивная активность с активным включением musculus piriformis также может приводить к активации триггеров.
Следует отметить, что в грушевидной мышце не бывает сателлитных точек на фоне активных триггерных точек в других мышцах.
Наличие триггерных точек в грушевидной мышце чаще всего сочетается с триггерными точками в прилежащих мышцах-синергистах, перечисленных выше, а также в мышце, поднимающей задний проход и копчиковой мышце.
Синдром грушевидной мышцы и болевые ощущения
Синдром грушевидной мышцы может сопровождаться болью и парестезией, т.е. растройством чувствительности, например, ощущением жжения, ползанья мурашек, покалыванием в пояснице, паху, промежности, ягодице, тазобедренном суставе, по задней поверхности бедра, голени и стопы, а также в прямой кишке во время дефекации. Симптомы усиливаются в положении сидя, а также в результате избыточной активности. Кроме того могут возникать отёк поражённой конечности, половые расстройства, болезненность в области наружных половых органов, импотенция у мужчин.
Принято считать, что в возникновении синдрома грушевидной мышцы могут вносить вклад:
— миофасциальный боли, исходящие из триггерных точек в грушевидной мышце;
— ущемление нервов или сосудов в большом седалищном отверстии;
— смещение и нарушении функции крестцово-подвздошного сустава, когда стойкое напряжение мышцы, вызванное триггерными точками, может способствовать смещению крестцово-подвздошнго сустава, а нарушение функции сустава провоцирует длительное существование триггеров в грушевидной мышцы. В этой ситуации необходимо проводить коррекцию обоих состояний.
В положении сидя человек с синдромом грушевидной мышцы обычно ерзает и часто меняет позу. У него могут возникнуть трудности при попытке закинуть поражённую ногу на непоражённую.
В положении лёжа на спине, расслабившись, можно выявить стойкую наружную ротацию бедра поражённой ноги.
При попытке поднять выпрямленную ногу отмечается ограничение этой способности на поражённой стороне.
Синдром грушевидной мышцы и ущемление седалищного нерва
Существует 4 варианта выхода частей седалищного нерва из полости таза.
1. Наиболее распространённый путь прохождения седалищного нерва спереди от грушевидной мышцы и краем большого седалищного отверстия. Встречается в 85% случаев.
2. Малоберцовая часть седалищного нерва проходит сквозь грушевидную мышцу, а большеберцовая часть выходит спереди от мышцы. Встречается в 10% случаев.
3. Малоберцовая часть седалищного нерва делает петлю сверху и затем позади мышцы, а большеберцовая часть проходит впереди неё. Встречается в 2-3% случаев.
4. И малоберцовая, и большеберцовая часть седалищного нерва проходят через грушевидную мышцу. Встречается менее чем в 1% случаев.
Следует отметить, что наименее встречающиеся варианты расположения седалищного нерва, при которых одна или обе ветви проходят сквозь грушевидную мышцу являются более благоприятными в вопросе сдавления, чем наиболее распространённый путь, т.к. костные и связочные края большого седалищного отверстия оказывают более интенсивное механическое воздействие на нерв, чем более эластичные мышечные пучки.
Синдром грушевидной мышцы и лечебные упражнения
Существует простое упражнение, которое является и диагностическим для определения триггерных точек в грушевидной мышце и лечебным. В положении сидя возьмите массажный мяч и, закинув одну ногу на другую, подложите его под область грушевидной мышцы на стороне ноги, расположенной сверху.
Сделайте несколько движений тазом вправо-влево по линии расположения грушевидной мышцы от крестца до тазобедренного сустава. При наличии триггеров в грушевидной мышце вы почувствуете выраженную болезненность в этой области. Осуществляйте регулярную прокатку этой области на массажном мяче по всем направлениям, а затем выполните одно из доступных упражнений для ещё большего вытяжения грушевидной мышцы.
Самым простым и доступным каждому упражнением является положение лёжа на спине с перекинутой поражённой ногой, согнутой под 90 градусов в тазобедренном суставе. Поставив стопу поражённой ноги на колено выпрямленной ноги, необходимо положить противоположную руку на колено согнутой ноги и тянуть ногу вниз, углубляя положение с каждым очередным медленным выдохом.
Эта позиция помимо вытяжения грушевидной мышцы может быть использована для мобилизации крестцово-подвздошного сустава с характерным щелчком. После вытяжения мышцы необходимо выполнить несколько активных движений, включающих в работу грушевидную мышцу.
Ещё одним упражнением является положение лёжа на спине с заведённой голенью поражённой ноги на бедро здоровой.
И варианты этого же упражнения: сидя, который был продемонстрирован выше и стоя.
Также для вытяжения грушевидной мышцы могут быть использованы такие упражнения из хатха-йоги, как маричиасана
и ардха матсиендрасана, в которых вытяжение происходит на стороне согнутой ноги.
Одним из самых эффективных упражнений для вытяжения грушевидной мышцы, является агни стамбхасана — асана хатха-йоги. В ней происходит одновременное мощное двустороннее вытяжение грушевидных мышц.
Для устранения длительно существующих вредных факторов, вызывающих образования триггерных точек в грушевидной мышцы и развития синдрома грушевидной мышцы следует отнести:
— коррекцию функционального сколиоза, вызванного неравенством длины нижних конечностей или уменьшением размеров одной половины таза;
— коррекцию перегрузок, вызванных различными позами, например, во время сна на боку необходимо располагать подушку между ног, чтобы избежать длительного натяжения грушевидной мышцы;
— механические перегрузки в результате длительного сидения в кресле машины или возле рабочего стола а также избыточной спортивной активности во время занятий большим теннисом, длительным бегом, футболом, волейболом и другими.
Рекомендуем к просмотру
СПАСИБО ЗА ЛАЙК И ПОДПИСКУ! Подписывайтесь также на мой канал YouTubе!
Источник
Íà÷àëî: Âîò êàê áûâàåò. «À íó, âäîõíè ïîãëóáæå!»
×àñòü 2. «À ìîæåò, ìíå íå òó òðóáó óäàëèëè?»
Ïîñëå âûïèñêè ÿ ÷óâñòâîâàëà ñåáÿ îòëè÷íî. Ïðàâäà, îùóùàëà ë¸ãêóþ íåïîëíîöåííîñòü ïîñëå ïîòåðè îðãàíà (òðóáû-òî îäíîé ëèøèëàñü), íî â öåëîì áûëà ðàäà, ÷òî æèâà è ïî÷òè íè÷åãî íå áîëèò. Ïîáåðåãëàñü, ïîñèäåëà íà áîëüíè÷íîì ïîëîæåííûå 2 íåäåëè è âûøëà íà ðàáîòó. Äåí¸ê îòðàáîòàëà, âå÷åðîì âñòðåòèëàñü ñ ïîäðóæêàìè çà ÷àøå÷êîé ïèâà, ðàññêàçàëà, ãäå áûëà. Ïîîõàëè, ïîñî÷óâñòâîâàëè, äà è ðàçáðåëèñü ïî äîìàì.
Âå÷åðîì ÷óâñòâóþ ÷òî-òî íå òî îïÿòü æèâîò áîëèò. Äà ñêîëüêî æå ìîæíî! «Ýòî íåðâíîå», ïîäóìàëà ÿ. Îäíàêî áîëè íå ñäàâàëèñü. Ïîøëà â òóàëåò, è âîò îí çíàêîìûé ñèìïòîì! Íå ìîãó ïîìî÷èòüñÿ! Òîëüêî íå êàê ïðè öèñòèòå, à ðàññëàáèòüñÿ îò áîëè íå ìîãó ñîâñåì. Ïîçâîíèëà ïîäðóãå âðà÷ó, ñïðîñèòü ñîâåòà. Îíà ñêàçàëà, êîíå÷íî, íàäî åõàòü â áîëüíèöó, ïîåõàëè, îòâåçó òåáÿ â äðóãîé ðîääîì ê çíàêîìûì.
Ïîåõàëè ìû âñåé áðèãàäîé ÿ, ìóæ, ïîäðóãà.  ïðèåìíîì îòäåëåíèè âðà÷ ñäåëàë ìíå ÓÇÈ â ìàëîì òàçó îïÿòü ñâîáîäíàÿ æèäêîñòü. Íàäî, ãîâîðèò, äåëàòü ïóíêöèþ. ß êàê ñëîâî «ïóíêöèÿ» óñëûøàëà, âïàëà â èñòåðèêó. «Åù¸ îäíîé ïóíêöèè ÿ íå ïåðåæèâó!!» êðè÷àëà. Âðà÷ õîòü è ìîëîäîé, íî ìóäðûé îêàçàëñÿ, ñ íåðâíûìè áàáàìè óìååò îáùàòüñÿ, îñòàâèë ìåíÿ îäíó ìèíóò íà 10, è ÿ òåì âðåìåíåì â ñåáÿ ïðèøëà. Âåðíóëñÿ è ãîâîðèò: «Âîò, ÿ ìàëåíüêóþ èãîëî÷êó âîçüìó. Èëè åñëè õî÷åøü, àíåñòåçèîëîãà ïîçîâó». À ìíå óæå êàê-òî ñòûäíî ñòàëî çà òó èñòåðèêó, ëàäíî, ãîâîðþ, íå íàäî àíåñòåçèîëîãà. Îäíèì ñëîâîì, ýòó ïóíêöèþ ÿ ïåðåíåñëà îäíîçíà÷íî ëó÷øå, ÷åì ïðåäûäóùóþ, õîòü è áûëî áîëüíî.  ðåçóëüòàòå ïóíêöèè ïîëó÷èëè êðîâü! «Íàäî, ãîâîðèò, ñìîòðåòü, ÷òî òàì êðîâîòî÷èò». «Îïÿòü îïåðàöèÿ??». «Äà, èíà÷å íåëüçÿ». Òóò ìåíÿ âòîðîé âîëíîé èñòåðèêè íàêðûëî. «Êàê æå òàê! Ðîâíî äâå íåäåëè ïðîøëî! Äà ÿ òîëüêî øâû ñíÿëà! Åù¸ äàæå ïëàñòûðü íå îòêëåèëà!». Òóò ìóäðûé âðà÷ âûøåë âî âòîðîé ðàç, à ÿ ïîêà îôîðìëÿëàñü, îïÿòü óñïîêîèëàñü. Ìåäñåñòðà, ÷òî çàïîëíÿëà ìîè äîêóìåíòû, ïîñìîòðåëà íà ìåñòî ðàáîòû è ãîâîðèò: «Î, òàê âû ìåäèê! À ÷òî æ âû õîòåëè? Ó ìåäèêîâ âñ¸ íå êàê ó ëþäåé!». Ýòî òî÷íî.
Îôîðìèëèñü, íà÷àë ìåíÿ âðà÷ ñïðàøèâàòü ïîïîäðîáíåå, ÷òî äà êàê. Íå áîëåëà, íåò, áåðåìåííîñòåé äî òîãî íå áûëî. «Ïîñìîòðèì, âîçìîæíî, àïîïëåêñèÿ». (ïðèì.: ðàçðûâ ÿè÷íèêà ïðè îâóëÿöèè ñ êðîâîòå÷åíèåì â áðþøíóþ ïîëîñòü) «À ìîæåò, ìíå íå òó òðóáó óäàëèëè? È òà êðîâèòü ïðîäîëæàåò?» «Äà âñÿêîå áûâàåò ». Âîò òóò-òî ÿ îáàëäåëà. Ëàäíî, äóìàþ, ïîñìîòðÿò, ðàçáåðóòñÿ, ñàìîé èíòåðåñíî.
Íà îïåðàöèîííîì ñòîëå ÿ ëåæàëà ñíîâà â íî÷ü ñ ïÿòíèöû íà ñóááîòó, êàê è äâå íåäåëè íàçàä. «Òàê, çäåñü óæå áûëà ëàïàðîñêîïèÿ!» âîçìóòèëàñü ìåäñåñòðà, ïîäãîòàâëèâàÿ îïåðàöèîííîå ïîëå. «Áûëà, ãîâîðþ, à òåïåðü âîò åù¸ îäíà áóäåò». Äàëüøå íè÷åãî íå ïîìíþ.
Î÷íóëàñü â ïàëàòå. Ïðèøåë âðà÷, ðàññêàçàòü, ÷òî æå òàì òâîðèëîñü: «Êðîâîòå÷åíèå áûëî èç ñàëüíèêà (ïðèì.: ñêëàäêà ñ æèðîì òàêàÿ â æèâîòå). Åãî ïðèæãëè, êðîâü îñòàíîâèëè, âñ¸ ïðîìûëè». «À ÷åãî æ îí êðîâèë?» «Òàì ñïàéêà ðÿäîì øëà, íàòÿíóëàñü ðÿäîì ñ ñîñóäîì, âîò è çàêðîâèë. È âîîáùå ñïàåê ìíîãî, òàêàÿ êàðòèíêà òîëüêî ïîñëå õëàìèäèé áûâàåò». «Ïîìèëóéòå, äîêòîð, íå áîëåëà ÿ, è êîãäà ïëàíèðîâàëà áåðåìåíåòü, íà âñ¸-ïðåâñ¸ ñäàâàëà, íè÷åãî íå áûëî!». «Íó, êàðòèíêà òèïè÷íàÿ. Îòäûõàéòå». È óø¸ë. Âîçìóùåíèþ ìîåìó, êîíå÷íî, íå áûëî ïðåäåëà. Âîò ÷åãî óäóìàë, â ÷¸ì ìåíÿ îáâèíÿòü!  õëàìèäèÿõ! Áåçîáðàçèå. Äóìàþ ÿ, äóìàþ, ïðîâîæó ÿçûêîì ïî çóáàì ñëîìàí çóá, âåðõíèé ðåçåö! Âîîáùå îòëè÷íî. Ðåøèëà ÿ, ÷òî àíåñòåçèîëîã ïðè èíòóáàöèè ïîâðåäèë, áîëüøå íåêîìó. Ðóãàòüñÿ íå ñòàëà, æèçíü âåäü ñïàñàëè.
Ïîñëå îïåðàöèè ñíîâà ÷óâñòâîâàëà ñåáÿ õîðîøî, èç áîëüíèöû îòïóñòèëè äàæå ïîðàíüøå. Ãðûçëà ìåíÿ ìûñëü, êàê æå òàê, ïî÷åìó ñàëüíèê êðîâèë? Íèêîãäà î òàêîì íå ñëûøàëà. Îí íàîáîðîò ñëóæèò â òîì ÷èñëå äëÿ òîãî, ÷òîáû ýòè ñàìûå êðîâîòå÷åíèÿ îñòàíàâëèâàòü. Íå çðÿ òåðçàëè ìåíÿ ñîìíåíèÿ, îé íå çðÿ. Îäíàêî æèçíü øëà ñâîèì ÷åðåäîì, ñàìî÷óâñòâèå áûëî õîðîøèì, è âñ¸ ïëîõîå ñòàëî ïîñòåïåííî çàáûâàòüñÿ.
×àñòü 3. Õâîðü íåâåäîìàÿ.
ß âûøëà íà ðàáîòó. Î áóäóùåì ïîêà íå äóìàëà, ïûòàëàñü ïåðåâàðèòü ïðîèçîøåäøåå. Ïðîø¸ë ìåñÿö.  îäèí çàìå÷àòåëüíûé ñóááîòíèé äåíü ïîøëà ÿ íà êîíôåðåíöèþ. ×óâñòâîâàëà ñåáÿ ÷åëîâåêîì ïðèâåëà ñåáÿ â ïîðÿäîê, êàáëóêè íàöåïèëà, ñèäåëà, ñëóøàëà ëåêöèþ. È âäðóã îïÿòü ðåçêèå áîëè â æèâîòå! Ñèëüíûå, àæ ïîêðûëàñü âñÿ õîëîäíûì ëèïêèì ïîòîì, ïîøåâåëèòüñÿ íå ìîãó. Ñèæó. Áîëè íå ïðîõîäÿò. Íàäî âûäâèãàòüñÿ ñ ëåêöèè. Ïîëçêîì, ÷òî ëè?  ïîëóñîãíóòîì ñîñòîÿíèè äîêîâûëÿëà äî îðãàíèçàòîðîâ. «Äåâ÷îíêè, íå ìîãó, ãîâîðþ, äî ãàðäåðîáà íå äîéäó». Ïðèíåñëè îíè ìíå ïàëüòî, ÿ íà÷àëà âûçûâàòü ñåáå òàêñè. Ñêîðóþ âûçûâàòü íå õîòåëà, î÷åíü õîòåëîñü äîìîé. Îäíà èç îðãàíèçàòîðîâ, ãëÿäÿ íà ìåíÿ, ïðåäëîæèëà îòâåçòè ìåíÿ. ß îòêàçûâàòüñÿ íå ñòàëà, ñïàñèáî åé. Äîåõàëè äî äîìà, ÿ ëåãëà, ëåæó. Áîëè íå ïðîõîäÿò. Åù¸ ëåæó, íå ïîìîãàåò. È ñíîâà íå ìîãó ïîìî÷èòüñÿ. Ýòî ñòàëî èçâåñòíûì äëÿ ìåíÿ ñèìïòîìîì êðîâè â áðþøíîé ïîëîñòè. ×óâñòâóþ çëîñòü è îò÷àÿíèå. Çâîíþ ïîäðóæêå, è ïî íàêàòàííîé ñõåìå îíà âåç¸ò ìåíÿ â òó æå ãèíåêîëîãèþ.
Òàì ìåíÿ âñòðåòèëà íîâûé âðà÷, êîñâåííî óæå ñî ìíîé çíàêîìàÿ. Ñíîâà ÓÇÈ æèäêîñòü â ìàëîì òàçó íàäî ïóíêöèþ. «ß ñ÷èòàþ, ÷òî äåëàòü ïóíêöèþ ïîä íàðêîçîì ýòî áëàæü», áåçàïåëëÿöèîííî çàÿâèëà îíà. Êàê ñêàæåòå, õîçÿèí áàðèí. Äåëàåì ïóíêöèþ, îæèäàåìî â øïðèöå ïîëó÷àåì êðîâü. «Ïî èäåå, êîíå÷íî, íàäî îïÿòü èäòè íà îïåðàöèþ. Íî ñêîëüêî ìîæíî? Äàâàé ïîïðîáóåì êîíñåðâàòèâíî». ß òîëüêî çà! Òàêîå ðåøåíèå áûëî ïðèíÿòî â èíäèâèäóàëüíîì ïîðÿäêå, ñ ó÷¸òîì âñåõ ôàêòîðîâ. «Êðîâü ÿ ñåé÷àñ óáåðó ÷åðåç Äóãëàñîâî ïðîñòðàíñòâî». Òî åñòü ïîñðåäñòâîì ïóíêöèé. Ñîïðîòèâëÿòüñÿ ñèë ó ìåíÿ íå áûëî. Çàòî êàê ÿ êðè÷àëà! Âñå ðîæåíèöû â ðîääîìå îáçàâèäîâàëèñü. Áûëî íåñêîëüêî ïðîêîëîâ, íå áóäó âðàòü, ñêîëüêî. Ïîñëå òîãî, êàê ñëåçëà ñ êðåñëà, èçâèíèëàñü ïåðåä âðà÷îì è ìåäñåñòðîé çà ñâî¸ ïîâåäåíèå. Ïîçäíåå, â ïðîöåäóðíîì êàáèíåòå, äðóãàÿ ìåäñåñòðà, ïåðåä çàáîðîì êðîâè èç âåíû ñêàçàëà ìíå: «Ñåé÷àñ áóäåò íåìíîãî áîëüíî». ß ðàçðàçèëàñü íåðâíûì ñìåõîì. Ìåäñåñòðà ïîñìîòðåëà íà ìåíÿ ïîäîçðèòåëüíî. «Êîëèòå, ãîâîðþ, áîëüíåå, ÷åì äî ýòîãî, óæå íå áóäåò».
Ïîòîì áûëî òùàòåëüíîå íàáëþäåíèå, àíàëèç êðîâè íåñêîëüêî ðàç â ñóòêè, êàïåëüíèöû ñ êðîâîîñòàíàâëèâàþùèì ïðåïàðàòîì, îáåçáîëèâàþùèå óêîëû è ñòðîãèé ïîñòåëüíûé ðåæèì. Äâèãàòüñÿ áûëî áîëüíî, òàê ÷òî ÿ è íå ïðåòåíäîâàëà. Ïîìî÷èòüñÿ ïîëó÷èëîñü ñ áîëüøèì òðóäîì, òîëüêî êîãäà íàäî ìíîé íàâèñëà óãðîçà â âèäå ïðàêòèêàíòêè ñ êàòåòåðîì.
Ãåìîãëîáèí äåðæàëñÿ íà óðîâíå, ò.å. êðîâîòå÷åíèå îñòàíîâèëîñü, ïî ÓÇÈ íîâîé æèäêîñòè íå íàáëþäàëîñü, áîëè ìåäëåííî óìåíüøàëèñü. Áåñïîêîèëî òîëüêî òî, ÷òî â ýòîò ðàç â æèâîò íèêòî íå ïîñìîòðåë, è ïðè÷èíà êðîâîòå÷åíèÿ îñòàâàëàñü íåâûÿñíåííîé. Íà÷àëè íåðâíè÷àòü ðîäñòâåííèêè è çíàêîìûå, òðåáîâàòü îò ìåíÿ äèàãíîçà. È ýòî ëîãè÷íî, òðåòèé ðàç çà ïîëòîðà ìåñÿöà âíóòðåííåå êðîâîòå÷åíèå, è òîëüêî îäèí ðàç èç òð¸õ åìó áûëî ðàöèîíàëüíîå îáúÿñíåíèå. Îäíàêî, ïî ìíåíèþ çàâåäóþùåé îòäåëåíèåì, íè÷åãî îñîáåííîãî ñî ìíîé íå ïðîèñõîäèëî.
Ñàìà æå ÿ ñòàâèëà ñåáå êó÷ó íåîáû÷àéíûõ äèàãíîçîâ: áîëåçíü Ðàíäþ-Îñëåðà (àíîìàëèÿ ñîñóäîâ), ðàçëè÷íûå êîàãóëîïàòèè (íàðóøåíèÿ ñâåðòûâàåìîñòè êðîâè), äà ÷åãî ÿ òîëüêî íå ïðèäóìûâàëà. Âñ¸-òàêè íåïîíÿòíî, êàê äàëüøå æèòü, åñëè â ëþáîé ìîìåíò ó òåáÿ ìîæåò çàêðîâèòü âíóòðè æèâîòà. Ìóæ òîæå ïåðåæèâàë, íî øóòèë, ÷òî ïîðà ïðîñòî ìîëíèþ â æèâîò âøèòü, ðàññòåãíóë ïîñìîòðåë, ðàçîáðàëñÿ çàñòåãíóë.
 îäèí ìîìåíò íà ÓÇÈ íàøëè ìíîãîêàìåðíóþ êèñòó ÿè÷íèêà. Ìî¸ ñîñòîÿíèå áûëî ðàñöåíåíî êàê ïåðåíåñåííàÿ àïîïëåêñèÿ (ïðèì.: ðàçðûâ ÿè÷íèêà ïðè îâóëÿöèè ñ êðîâîòå÷åíèåì â áðþøíóþ ïîëîñòü), à êèñòà áûëà ïðîñòî ñëåäñòâèåì.
Ìåñÿö ïîñòåëüíîãî ðåæèìà, è ÿ âûïèñàíà íà ðàáîòó. Óìåðåííûå áîëè â æèâîòå ñîõðàíÿëèñü è íåðâèðîâàëè ìåíÿ. Äåëî â òîì, ÷òî êðîâü èç ìàëîãî òàçà áûëà óäàëåíà íå ïîëíîñòüþ, è ñãóñòêó îñòàâøåéñÿ òàì êðîâè ïðåäñòîÿëî åù¸ ðàññàñûâàòüñÿ êàêîå-òî âðåìÿ. Îäíàêî ïîñëå âñåõ ïðèêëþ÷åíèé, âèäåòü ãèíåêîëîãîâ ìíå ñîâåðøåííî íå õîòåëîñü. Õîäèëà ÿ òîëüêî ïåðèîäè÷åñêè íà ÓÇÈ, ÷òîáû îòñëåæèâàòü ñèòóàöèþ. Êèñòà èñ÷åçëà, êðîâü ðàññîñàëàñü, à âîò íà îñòàâøåéñÿ òðóáå âðà÷ çàïîäîçðèë ãèäðîñàëüïèíêñ. Ýòî êîãäà èç òðóáû ïîëó÷àåòñÿ êàê áû ìåøî÷åê, à âíóòðè êîïèòñÿ æèäêîñòü. È îí òîæå ìîæåò áîëåòü. À òðóáà ïðè ýòîì âðÿä ëè áóäåò ïðîõîäèìîé.
Ïàðàëëåëüíî ïîñåòèëà ãåìàòîëîãà, ÷òîáû èñêëþ÷èòü íàðóøåíèÿ ñâåðòûâàåìîñòè êðîâè. Îí ìåíÿ îáñëåäîâàë è äàë çàêëþ÷åíèå, ÷òî ñî ñòîðîíû êðîâè ïàòîëîãèè íåò, ïðè÷èíà êðîâîòå÷åíèé ãèíåêîëîãè÷åñêàÿ.
Òåì âðåìåíåì ïðîøëî ïîëãîäà ñ ìîìåíòà ïîñëåäíåé ãîñïèòàëèçàöèè. Àëëåðãèÿ íà ãèíåêîëîãîâ ïîóòèõëà, à âîò áîëè â æèâîòå ñîõðàíÿëèñü.  ñâÿçè ñ ýòèì áûëî ïðèíÿòî ðåøåíèå ïðîäîëæàòü ýïîïåþ. Íîâàÿ ãèíåêîëîã íàïðàâèëà ìåíÿ ãèñòåðîñàëüïèíãîãðàôèþ (ÃÑÃ) ïðîâåðêà ïðîõîäèìîñòè ìàòî÷íûõ òðóá (îäíîé òðóáû â ìî¸ì ñëó÷àå). Îäíàêî äîêòîð, âûïîëíÿþùèé ÃÑÃ, âçâåñèâ âñå çà è ïðîòèâ, îòêàçàëàñü áðàòü ìåíÿ íà îáñëåäîâàíèå èç-çà âûñîêîãî ðèñêà îñëîæíåíèé. Òàêèì îáðàçîì, ìíå áûëà îäíà äîðîãà ñíîâà íà ëàïàðîñêîïè÷åñêóþ îïåðàöèþ. ×òîáû âíîâü ðåøèòüñÿ íà ýòî, ìíå ïîòðåáîâàëîñü âðåìÿ.
Ïîêàçàòü ïîëíîñòüþ
Источник