Сравнительная патология воспаления мечников
В своих «Лекциях о сравнительной патологии воспаления» И. И. Мечников, изучая закономерности формирования воспалительного процесса у животных, стоящих на различных ступенях эволюционного развития, обоснованно доказал, что главной движущей силой его является фагоцитарная реакция. Он писал, что «воспаление в своем целом должно быть рассматриваемо как фагоцитарная реакция организма против раздражающих деятелей; эта реакция выполняется то одними подвижными фагоцитами, то с содействия сосудистых фагоцитов или нервной системы».
Формирование этого взгляда на воспалительный феномен стало возможным после того, как И. И. Мечников разработал сравнительно-патологический метод исследования, обнимающий все многообразие животного мира. С помощью этого метода предполагается изучение патологических процессов не только у кроликов и мышей, но и у простейших, беспозвоночных, рыб, амфибий, рептилий и т. д., вплоть до млекопитающих. Сравнительно-патологический метод позволяет расчленить сложные патологические процессы на компоненты и изучить их по отдельности. Это делает его незаменимым при анализе биологических феноменов, которые с трудом поддаются прямому экспериментальному исследованию.
Воспалительный феномен, закономерно возникающий при воздействии поврежденных агентов, изучен Мечниковым у многих представителей животного мира. Так, у амеб и у инфузорий был обнаружен фагоцитарный акт, сопровождающийся не только поглощением инородного материала, но и явлениями переваривания. У губок, являющихся самыми низшими из многоклеточных животных, фагоцитарной активностью обладают мезодермальные и эктодермальные клетки. Эти животные, как и простейшие, совмещают (функции фагоцитоза и, пищеварения. У губок впервые появляются клетки-мусорщики, которые являются самыми ранними известными примитивными макрофагами. Кольчатые черви также имеют клетки, обладающие ярко выраженной фагоцитарной функцией (целомоциты), поглотительная активность которых закономерно реализуется в условиях инфицирования. Несмотря на наличие у этих животных существ развитой сосудистой системы, последняя остается интактной при формировании повреждения. Аналогичная закономерность имеет место и у других беспозвоночных, у которых воспалительный акт реализуется в виде фагоцитарного процесса, в котором участвуют мезодермальные фагоциты. Реакция микрососудов и эмиграция элементов крови из сосудистого русла для этих животных не характерна.
У рыб и амфибий воспалительный феномен включает уже не только реакцию фагоцитов, но и процессы эмиграции лейкоцитов из сосудистого русла, а также расстройства микроциркуляции, включающие явления артериального и венозного полнокровия и последующий стаз. Однако следует заметить, что такой важный признак воспаления, как увеличение температуры в воспалительном очаге, у хладнокровных выявить нельзя.
Таким образом, только у теплокровных животных воспалительная закономерность реализуется во всем своем многообразии, описанном в предыдущем разделе нашего пособия.
Представление И. И. Мечникова о фагоцитах как основных эффекторах воспаления, где сосудистой реакции отводится вспомогательная роль, подтверждено современными исследователями. Фагоциту отводится главная роль в воспалительном акте, он не только уничтожает инфекцию, не только очищает рану, но и «руководит» процессами заживления, «дирижирует» деятельностью кроветворной, иммунной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной системами организма.
Поделитесь с Вашими друзьями:
Источник
Мечников И.И., Под редакцией Л.А.Тарасевича. Второе издание.
ОГЛАВЛЕНИЕ: Предисловие автора (1). Лекция первая. Инфекция есть борьба между двумя организмами. — Пример Sphaerophrua. — Сравнительная патология, как ветвь зоологии. — Основные элементы этой науки. — Воспаление. — Обзор главных теорий этого явления. — Современное положение этого вопроса. — Необходимость сравнительного метода для изучения воспаления (1). Лекция вторая. Подвержены ли одноклеточные организмы инфекциям и травмам? — Меротомия амеб и инфузорий. — Повреждения у Vaucheria. — Эпидемия, произведенная Микросферою у амеб. — Внутриклеточное пищеварение у простейших. — Переваривание ими бактерий. — Эпидемии инфузорий. — Болезнь ядра и ядрышка. — Деление инфицированных Парамециумов и средство, благодаря которому они избавляются от паразитов. — Ацинеты. — Хитридии (10). Лекция третья. Пласмодии. — Уколы стеклянной трубкой. — Прижигание нагретой палочкой. — Химические возбуждения. — Трофотропизм. — Химиотаксия. — Приучение пласмодия к различным веществам. — Роль отрицательной химиотаксии. — Отталкиваняе от бактерий. — Переваривание бактерий пласмодием. — Чувствительность пласмодия. — Неподвижные растения лишены настоящего внутриклеточного пищеварения. — Некроз и регенерация. — Опыты Вальдвнбурга. — Роль оболочки. — Исследование де-Бари относительно Pezizasclerotiorum. — Опухоли растений (20). Лекция четвертая. Переход одноклеточных к многоклеточным. — Беглый очерк теории Phagocytella. — Protospongia. — Губки; их организация. — Три зародышевых пласта. — Питание губок. — Внутриклеточное пищеварение. — Искусственное деление. — Введение острых тел. — Утилизация посторонних тел для скелета. — Судьба организмов, проникших в тело губок. — Роль эктодермы в защите. — Сравнение с миксомицетами. — Сравнение с воспалением позвоночных (29). Лекция пятая. Coelenterata, Иглокожие и Черви. — Повреждение и восстановление гидр. — Скопление фагоцитов у медуз акалеф. — Фагоциты морских звезд. — Воспаление у Biphmaria. — Реакция со стороны перивисцеральных клеток кольчатых червей. — Фагоцитная реакция в инфекциях у Nais и дождевых червей. — Борьба между фагоцитами дождевого червя и Rhabditis. — Микробные инфекции червей (39). Лекция шестая. Суставчатоногие, мягкотелые и оболочниковые. — Их кровеносная система. — Фагоциты этих беспозвоночных. — Селезенка моллюсков. — Воспалительная реакция. — Нормальный диапедез у асцидий. — Введение бактерий в тело асцидий и ракообразных. — Инфекционная болезнь у Talitrus. — Болезни дафний. — Внедрение бактерий в тело насекомых. — Эпидемии у насекомых (53). Лекция седьмая. Позвоночные. — Амфиоксус. — Зародыши аксолотав. — Молодые личинки хвостатых амфибий. — Сравнение с беспозвоночными. — Головастики. — Диапедез. — Блуждающие клетки. — Неподвижные клетки. — Фагоцитные свойства лейкоцитов. — Можно ли причислить неподвижные клетки к фагоцитам? — Превращение лейкоцитов в неподвижные клетки. — Участь непревращенных лейкоцитов. — Эволюция воспаления в организованном мире (66). Лекция восьмая. Разновидности лейкоцитов. — Происхождение их различных форм. — Подвижность. — Фагоцитарные свойства. — Состояние поглощенных микробов. — Их жизненность и ядовитость. — Чувствительность лейкоцитов. — Осязательная чувствительность. — Химиотаксия. — Исследования Бухнера. — Лейкоцитоз. — Внутриклеточное пищеварение. — Уничтожение микробов, особенно у невосприимчивых животных. — Воздействие пролив спор. — Размножение лейкоцитов прямым, и посредственным делением. — Прогрессивные изменения. — Слияние лопастей ядра (79). Лекция девятая. Эндотелий сосудов. — Первичное развитие на счет подвижных клеток. — Развитие капилляров. — Сократительность эндотелиальных клеток. — Звездчатые клетки. — Фагоцитоз эндотелиальных клеток. — Неподвижные клетки соединительной ткани? — Класматоциты Ранвье. — Клетки Эрлиха. — Активное выхождение лейкоцитов при дианедезе. — Опыты с хининином (Винц; Диссельгорст) — «Itio in partes». — Расширение сосудов. — Теория влияния окружающей ткани. — Влияние нервной системы. — Отрицательная химиотаксия лейкоцитов при сильных инфекциях (98). Лекция десятая. Хронические воспаления. — Туберкулез как тип хронического воспаления. — Фагоцитарная роль туберкулезных клеток. — Уничтожение туберкулезных бацилл фагоцитами. — Сопротивление Meriones против туберкулезной заразы. — Проказа (112). Лекция одиннадцатая. Серозные воспаления. — Две группы этой формы воспаления. — Теория бактерицидных свойств жидких сред организма и серозный эксудат. — Антитоксические свойства серума и серозные воспаления (122). Лекция двенадцатая. Приложение добытых фактов к критике теорий притяжения питательных веществ и повреждения сосудистых стенок. — Опыты Конгейма с языком лягушки. — Возбудители воспаления, введенные в кровь. — Реакция у беспозвоночных, как аргумент против теории Конгейма. — Борьба организма против внешних деятелей. — Роль внутриклеточного пищеварения. — Фагоциты. — Hemitis. — Примеры: возвратный тиф, болезнь дафний. — Туберкулез. — Сущность воспаления. — Чувствительность фагоцитов. — Ее прогрессивный ход. — Чувствительность эндотелиальных клеток. — Определение воспаления. — Воспаление не есть регенерация. — Воспаление не есть резорбирование. — Возражения, сделанные против биологической теории воспаления. — Витализм. — Телеология. — Отсутствие фагоцитов в угрожаемых местах. — Несовершенство воспалительной реакции. — Активное вмешательство человека. — Сравнительная патология (128). От редактора (140). Краткий очерк жизни Ил.Ил.Мечникова и О.Мечникова (142). Печатные труды И.И.Мечникова (155). Именной указатель (157). Предметный указатель (159). Объяснение таблиц (164).
Источник
Илья Ильич Мечников (1845–1916) сыграл одну из главных ролей в развитии как отечественной, так и мировой микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Исследования Мечникова в этих областях являлись своего рода продолжением и развитием его предшествующих работ в области патологии. И. И. Мечников был выдающимся ученым в различных областях знаний: это и зоология, и эмбриология, и патология, иммунология и т. д. Он явился одним из создателей современной микробиологии, а также основателем сравнительной эволюционной патологии.
Илья Ильич Мечников закончил естественное отделение Харьковского университета в 1864 г., после чего он продолжил обучение и специализацию в Германии и Италии в области эмбриологии. В 1868 г. в Петербургском университете защитил докторскую диссертацию.
После этого получил доцентуру в Новороссийском, а затем в Петербургском университетах. С 1870 по 1882 гг. был профессором кафедры зоологии и сравнительной анатомии Новороссийского университета. В 1886 г. И. И. Мечников и тогда еще молодой врач Н. Ф. Гамалея организовали Пастеровскую антирабическую станцию – это была первая станция в России, а также вторая в мире после аналогичной в Париже у Пастера. Эта станция была организована в Одессе, после этого такие же станции организовали в Петербурге, Москве, Самаре и других городах России. Однако в результате конфликта с властями на антирабической станции и в университете И. И. Мечников оставляет работу и уезжает в Париж по приглашению Л. Пастера. Там он возглавляет одну из лабораторий института, является заместителем Пастера, а после его смерти – директором института. Впоследствии И. И. Мечников был избран почетным членом Петербургской академии наук.
Деятельность И. И. Мечникова можно условно разделить на два периода. Первый период включает в себя время с 1862 по 1882 гг. В это время Мечников – зоолог и по преимуществу эмбриолог. И. И. Мечников разрешил ряд сложнейших проблем эмбриологии. Именно он показал наличие зародышевых листков – общие для животных законы развития животного организма. Мечников установил генетическую связь между развитием беспозвоночных и полостных животных. Опорой для эволюционного учения послужили данные эмбриологии, которые были открыты Мечниковым.
Мечников был активным последователем Ч. Дарвина. Однако это не мешало ему критиковать некоторые аспекты работ Дарвина. Например, некритическое перенесение Дарвином в биологию учения Мальтуса о роли «перенаселения».
К открытиям Мечникова принадлежит открытие внутриклеточного пищеварения. Он открыл его, когда исследовал вопросы происхождения многоклеточных животных. И. И. Мечников показал, что в организме животного, которое имеет пищеварительные органы, имеются клетки, которые способны переваривать пищу, однако не принимают прямого участия в переваривании. Именно работами по внутриклеточному пищеварению заканчивается первый период деятельности Ильи Ильича Мечникова.
Второй период является как бы логическим продолжением первого и основывается на нем. Дело в том, что идеи о внутриклеточном пищеварении были ведущими в работах Мечникова по проблемам патологии во второй период.
В 1883 г. в речи Мечникова «О целебных силах организма» выдвигается ряд положений об активной роли организма в инфекционном процессе, а также о взаимоотношениях макроорганизма и микроорганизма. Впоследствии И. И. Мечников широко развил учение о фагоцитозе, подтвердил его многочисленными исследованиями на разнообразном материале. В 1892 г. в «Лекциях о сравнительной патологии воспаления» Мечникова можно прочитать следующее: «Настоящая сравнительная патология должна обнимать весь животный мир в его целом и изучать его с самой общей биологической точки зрения». Мечников «создал новую теорию воспаления как активной защитной реакции организма против внедряющегося в него болезненного начала, выработанной представителям и животного мира в процессе их исторического развития». И. И. Мечников говорил: «Воспаление в своем целом должно быть рассматриваемо как фагоцитарная реакция организма против раздражающих деятелей; эта реакция выполняется то одними подвижными фагоцитами, то с действием сосудистых фагоцитов или нервной системы».
В 1900 г. вышла книга Мечникова «Невосприимчивость в инфекционных болезнях». Здесь он выступил как основоположник новой науки – иммунологии, а также разработчиком учения об иммунитете. И. И. Мечников показал, что «механизм возникновения и развития инфекционного заболевания зависит не только от микроорганизма, но наряду с микроорганизмом на всех этапах инфекционного процесса – при его возникновении, развитии, течении и сходе – важную роль играет микроорганизм, который не остается безучастным». Мечников рассматривал инфекционный процесс как сложный процесс взаимодействия между патогенным микроорганизмом и микроорганизмом. Также Мечников показал, что возникновение и течение инфекционного процесса в определенной степени зависит от внешней среды, а нервная система также играет определенную роль в защитных функциях организма.
Мечников неоднократно встречал на своем научном пути противников. Например, на его фагоцитарную теорию обрушилась критика со стороны некоторых микробиологов и патологов (главным образом, А. Коха, К. Флюгге и т. д.). Он настойчиво и страстно отстаивал свою правоту около 25 лет, неоднократно доказывая несостоятельность аргументов противников. После долгих лет противостояния теория И. И. Мечникова получила широкое распространение и всеобщее признание, а И. И. Мечников был удостоен Нобелевской премии в 1908 г. Развитие его идей продолжалось в работах Н. Н. Аничкова, Ж. Фишера, Л. Ашофа и т. д.
Помимо всего этого, И. И. Мечников провел большое количество исследований, касающихся частных вопросов медицины. Например, он изучал холеру, возвратный и брюшной тиф, сифилис, детские кишечные болезни, туберкулез.
Вместе с Э. Ру И. И. Мечников произвел экспериментальное заражение обезьяны сифилисом. Это имело большое значение в развитии венерологии.
Что же касается методов, которые использовал Мечников, то это сравнительно-биологический метод, стремление изучать и рассматривать явления органической природы в их связи, взаимо-обусловленности и в противоречивом развитии. Илья Ильич Мечников создал фундаментальную школу микробиологов и эпидемиологов как в самой России, так и за границей. К ученикам Мечникова можно отнести Л. А. Тарасевича, Г. Н. Габричевского, Н. Ф. Гамалея, А. М. Безредку, Д. К. Заболотного, а также первую женщину, ставшую профессором микробиологии, – П. В. Циклинскую и др.
«Характерной чертой передовых русских врачей, особенно ярко проявившейся в области микробиологии и эпидемиологии, является героизм, самоотверженность, готовность жертвовать собой во имя науки». Так, И. И. Мечников принял холерную культуру для того, чтобы доказать специфичность вибриона в этиологии азиатской холеры.
Свои взгляды на медицину, на биологию, на жизнь человека И. И. Мечников изложил в книгах «Этюды о природе человека» (1903 г.), «Этюды оптимизма» (1907 г.). Как и в ранних произведениях, здесь Мечников обосновал идею «ортобиоза» – «развития человека с целью достижения долгой и активной старости, приводящей к наслаждению жизнью и, так сказать, к естественной смерти».
Источник
4.13 Ôèçèîëîãèÿ, ìåäèöèíà
4.13.091 Ôàãîöèòàðíàÿ òåîðèÿ èììóíèòåòà Ìå÷íèêîâà
Çîîëîã, ýìáðèîëîã, ôèçèîëîã, áàêòåðèîëîã, èììóíîëîã, ïàòîëîã; ëåêòîð, ïðîïàãàíäèñò; ñîçäàòåëü ïåðâîé ðóññêîé øêîëû ìèêðîáèîëîãîâ, èììóíîëîãîâ è ïàòîëîãîâ; ïðîôåññîð Íîâîðîññèéñêîãî óíèâåðñèòåòà; ïî÷åòíûé äîêòîð Êåìáðèäæñêîãî óíèâåðñèòåòà; ïî÷åòíûé ÷ëåí Ïåòåðáóðãñêîé ÀÍ, ÷ëåí Ôðàíöóçñêîé àêàäåìèè ìåäèöèíû, Øâåäñêîãî ìåäèöèíñêîãî îáùåñòâà è äðóãèõ çàðóáåæíûõ ÀÍ, íàó÷íûõ îáùåñòâ è èíñòèòóòîâ; îðãàíèçàòîð è ðóêîâîäèòåëü ïåðâîé â Ðîññèè Îäåññêîé áàêòåðèîëîãè÷åñêîé ñòàíöèè äëÿ áîðüáû ñ èíôåêöèîííûìè çàáîëåâàíèÿìè; ñîçäàòåëü è çàâåäóþùèé ëàáîðàòîðèåé â Ïàñòåðîâñêîì èíñòèòóòå (Ïàðèæ), çàìåñòèòåëü äèðåêòîðà ýòîãî èíñòèòóòà; ëàóðåàò ïðåìèè Ê. Áýðà (âìåñòå ñ À.Î. Êîâàëåâñêèì), Íîáåëåâñêîé ïðåìèè ïî ôèçèîëîãèè è ìåäèöèíå (ñîâìåñòíî ñ Ï. Ýðëèõîì); îáëàäàòåëü ìåäàëè Êîïëè Ëîíäîíñêîãî êîðîëåâñêîãî îáùåñòâà è äðóãèõ íàãðàä è çíàêîâ îòëè÷èÿ Èëüÿ Èëüè÷ Ìå÷íèêîâ (18451916) ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç îñíîâîïîëîæíèêîâ ýâîëþöèîííîé ýìáðèîëîãèè, òâîðöîì ñðàâíèòåëüíîé ïàòîëîãèè âîñïàëåíèÿ, ïåðâîîòêðûâàòåëåì ôàãîöèòîçà è âíóòðèêëåòî÷íîãî ïèùåâàðåíèÿ, ðîäîíà÷àëüíèêîì íàó÷íîé ãåðîíòîëîãèè.
Âûäàþùèìñÿ äîñòèæåíèåì áèîëîãà ñòàëà åãî ôàãîöèòàðíàÿ òåîðèÿ èììóíèòåòà.
Óáåæäåííûé è íå ðàç íàó÷åííûé ãîðüêèì îïûòîì, ÷òî «â Ðîññèè íà êàôåäðàõ õîðîøèå ÷èíîâíèêè ïðåäïî÷òèòåëüíåå ñàìûõ âûäàþùèõñÿ ó÷åíûõ», È.È. Ìå÷íèêîâ ñâîåé íàó÷íî-ïåäàãîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòüþ çàíèìàëñÿ áîëüøåé ÷àñòüþ çà ïðåäåëàìè íàøåé ñòðàíû â äîáðîâîëüíîì èçãíàíèè â Èòàëèè, Ãåðìàíèè, Ôðàíöèè.
Òåì íå ìåíåå âñå ñâîè òðóäû Èëüÿ Èëüè÷ ïîñâÿòèë Ðîññèè, ïå÷àòàë èõ íà ðóññêîì ÿçûêå â ðîññèéñêèõ èçäàíèÿõ, ïîääåðæèâàë ïîñòîÿííóþ ñâÿçü ñ ðóññêèìè ó÷åíûìè, îñíîâàë ïåðâóþ ðóññêóþ íàó÷íóþ øêîëó ìèêðîáèîëîãîâ, èììóíîëîãîâ è ïàòîëîãîâ, èç ñòåí êîòîðîé âûøëî íåìàëî âûäàþùèõñÿ èññëåäîâàòåëåé.
Ìíîãîãðàííàÿ äåÿòåëüíîñòü ó÷åíîãî çàòðàãèâàëà ñàìûå ðàçíûå îáëàñòè áèîëîãèè è ìåäèöèíû, íî íàèáîëåå âïå÷àòëÿþùèõ íàó÷íûõ ðåçóëüòàòîâ Ìå÷íèêîâ äîáèëñÿ â ýìáðèîëîãèè è ãåðîíòîëîãèè, à òàêæå â èììóíîëîãèè è ïðèìûêàþùåé ê íåé ïàòîëîãèè. Âêðàòöå ñêàæåì î ïåðâûõ äâóõ è ïîäðîáíåå îñòàíîâèìñÿ íà òðóäàõ áèîëîãà ïî èììóíèòåòó.
Çà èññëåäîâàíèÿ ïî ýìáðèîëîãèè áåñïîçâîíî÷íûõ (ãîëîâîíîãèõ ìîëëþñêîâ, íàñåêîìûõ, ðåñíè÷íûõ ÷åðâåé ïëàíàðèé) ïîä÷èíåííûå ñâåðõçàäà÷å äîêàçàòåëüñòâó ýâîëþöèè, Ìå÷íèêîâ âìåñòå ñ çîîëîãîì À.Î. Êîâàëåâñêèì ïîëó÷èë ïðåñòèæíóþ ïðåìèþ Ê. Áýðà.
Ó÷åíûå óñòàíîâèëè åäèíñòâî ðàçâèòèÿ ïîçâîíî÷íûõ è áåñïîçâîíî÷íûõ æèâîòíûõ è çàëîæèëè îñíîâû íîâîé îòðàñëè áèîëîãèè ýâîëþöèîííîé ýìáðèîëîãèè.
Ìå÷íèêîâ âûäâèíóë òàêæå òåîðèþ «ïàðåíõèìåëëû» (ôàãîöèòåëëû) âûìåðøåãî ïðåäêà ìíîãîêëåòî÷íûõ æèâîòíûõ, ñûãðàâøóþ áîëüøóþ ðîëü â ðàçâèòèè ýâîëþöèîííîãî ó÷åíèÿ.
Âûÿñíÿÿ âîïðîñû ñòàðåíèÿ ÷åëîâåêà, Ìå÷íèêîâ óñòàíîâèë íåñêîëüêî ïðè÷èí, âëèÿþùèõ íà ïðåæäåâðåìåííóþ ñòàðîñòü è ñìåðòü. Ïðåæäå âñåãî ýòî ñàìîîòðàâëåíèå îðãàíèçìà ìèêðîáíûìè è ïðî÷èìè ÿäàìè. Äëÿ îçäîðîâëåíèÿ êèøå÷íîé ôëîðû áèîëîã ïðåäëîæèë öåëûé ðÿä ïðîâåðåííûõ, â ò.÷. è íà ñåáå, ìåð: ñòåðèëèçàöèþ ïèùè, êèñëîìîëî÷íûå ïðîäóêòû (áîëãàðñêèé éîãóðò ïðîñòîêâàøà, çàêâàøåííàÿ ñ ïîìîùüþ áîëãàðñêîé ïàëî÷êè, êàâêàçñêèé êåôèð), æèâóþ êóëüòóðó ìèêðîîðãàíèçìîâ ïðîáèîòèêè, îãðàíè÷åíèå ïîòðåáëåíèÿ ìÿñà è ò.ï.
Ìå÷íèêîâ ïîëàãàë, ÷òî æèçíü ÷åëîâåêà äîëæíà áûòü äîëãîé è ñ÷àñòëèâîé è çàâåðøàòüñÿ «ñïîêîéíîé åñòåñòâåííîé ñìåðòüþ». Äëÿ ýòîãî íóæíî îäíî óìåíèå «æèòü ïðàâèëüíî». Ýòî ñîñòîÿíèå ó÷åíûé íàðåê îðòîáèîçîì. («Ýòþäû î ïðèðîäå ÷åëîâåêà», 1903; «Ýòþäû îïòèìèçìà», 1907).
Äëÿ áîëüøèíñòâà ëþäåé ýòî ó÷åíèå ñêîðåå óòîïèÿ, íî äëÿ åãî ïðèâåðæåíöåâ ïàíàöåÿ îò ìíîãèõ áîëåçíåé è äîñðî÷íîãî óâÿäàíèÿ.
Ïóòü Ìå÷íèêîâà ê ôàãîöèòàðíîé òåîðèè èììóíèòåòà áûë äîëãèé è òðóäíûé. Ê òîìó æå îí ñîïðîâîæäàëñÿ íåïðåðûâíûìè âîéíàìè ñ ïðîòèâíèêàìè ýòîãî ïîäõîäà.
Íà÷àëñÿ îí â Ìåññèíå (Èòàëèÿ), ãäå ó÷åíûé íàáëþäàë çà ëè÷èíêàìè ìîðñêîé çâåçäû è ìîðñêèìè áëîõàìè. Ïàòîëîã çàìåòèë, êàê áëóæäàþùèå êëåòêè (íàçâàííûå èì ôàãîöèòàìè ïîæèðàòåëÿìè êëåòîê) ýòèõ ñîçäàíèé îêðóæàþò è ïîãëîùàþò ÷óæåðîäíûå òåëà, à çàîäíî ðåçîðáèðóþò (ðàññàñûâàþò) è óíè÷òîæàþò äðóãèå òêàíè, íå íóæíûå áîëåå îðãàíèçìó.
Ê èäåå ôàãîöèòîâ Ìå÷íèêîâ ïðèøåë ðàíåå ïðè èçó÷åíèè âíóòðèêëåòî÷íîãî ïèùåâàðåíèÿ â ïîäâèæíûõ êëåòêàõ ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè áåñïîçâîíî÷íûõ (àìåá, ãóáîê, è äð.), êîãäà êëåòêè çàõâàòûâàþò òâåðäûå ïèùåâûå ÷àñòèöû, è ïîñòåïåííî èõ ïåðåâàðèâàþò. Ó âûñøèõ æèâîòíûõ òèïè÷íûìè ôàãîöèòàìè ÿâëÿþòñÿ áåëûå êëåòêè êðîâè ëåéêîöèòû.
 ýòîé áîðüáå ìåæäó ôàãîöèòàìè îðãàíèçìà è ïîñòóïèâøèìè èçâíå ìèêðîáàìè è â ñîïðîâîæäàþùåì ýòó áîðüáó âîñïàëåíèåì Ìå÷íèêîâ óñìîòðåë ñóòü ëþáîé áîëåçíè, åå ôèëîñîôèþ, åñëè óãîäíî.
Ýêñïåðèìåíòû áèîëîãà áûëè ãåíèàëüíûìè â ñâîåé ïðîñòîòå. Èñêóññòâåííî ââîäÿ â òåëî ëè÷èíêè èíîðîäíûå òåëà (íàïðèìåð, øèï ðîçû), ó÷åíûé äåìîíñòðèðîâàë èõ çàõâàò, èçîëÿöèþ èëè óíè÷òîæåíèå ôàãîöèòàìè. Äîñòàòî÷íî ïðîçðà÷íûå (êàê ìîðñêàÿ çâåçäà) äîâîäû ðóññêîãî ó÷åíîãî õîòü è âçáóäîðàæèëè íàó÷íóþ îáùåñòâåííîñòü, íî è íàñòðîèëè åå ïðîòèâ äàííîé òðàêòîâêè çàáîëåâàíèÿ îðãàíèçìà.
Äåëî â òîì, ÷òî ìíîãèå áèîëîãè (îñîáåííî íåìåöêèå Ð. Êîõ, Ã. Áóõíåð, Ý. Áåðèíã, Ð. Ïôåéôåð) áûëè ïîáîðíèêàìè âîçíèêøåé â òî æå âðåìÿ ò.í. ãóìîðàëüíîé òåîðèè èììóíèòåòà, ñîãëàñíî êîòîðîé ÷óæåðîäíûå òåëà óíè÷òîæàþòñÿ íå ëåéêîöèòàìè, à äðóãèìè âåùåñòâàìè êðîâè àíòèòåëàìè è àíòèòîêñèíàìè. Êàê îêàçàëîñü, ýòîò ïîäõîä ïðàâîìåðåí è ñîãëàñóåòñÿ ñ ôàãîöèòàðíîé òåîðèåé.
Èññëåäóÿ ôàãîöèòû äåñÿòêè ëåò, Ìå÷íèêîâ çàîäíî èçó÷àë õîëåðó, òèô, ñèôèëèñ, ÷óìó, òóáåðêóëåç, ñòîëáíÿê, äðóãèå çàðàçíûå çàáîëåâàíèÿ è èõ âîçáóäèòåëåé. Èìåííî èçó÷åíèå èììóíèòåòà ïðè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ ÷åëîâåêà è æèâîòíûõ îò ïðîñòåéøèõ äî âûñøèõ ïîçâîíî÷íûõ, ñ ïîçèöèé êëåòî÷íîé ôèçèîëîãèè, ñïåöèàëèñòû îòíåñëè ê ãëàâíîé çàñëóãå ðóññêîãî ó÷åíîãî.
Òåì áîëåå ÷òî ðåçóëüòàòû åãî èññëåäîâàíèé ñòàëè ôóíäàìåíòîì íîâîé îòðàñëè áèîëîãèè è ìåäèöèíû ñðàâíèòåëüíîé ïàòîëîãèè, à ðåøåííûå øêîëîé Ìå÷íèêîâà âîïðîñû áàêòåðèîëîãèè è ýïèäåìèîëîãèè ñòàëè îñíîâîé ñîâðåìåííûõ ìåòîäîâ áîðüáû ñ èíôåêöèîííûìè çàáîëåâàíèÿìè.
Ïåðâûé äîêëàä èç ñåðèè ìíîãî÷èñëåííûõ ðàáîò, ïîñâÿùåííûõ ôàãîöèòàðíîé (öåëëþëÿðíîé) òåîðèè «Î öåëåáíûõ ñèëàõ îðãàíèçìà» Ìå÷íèêîâ ñäåëàë íà 7-ì ñúåçäå ðóññêèõ åñòåñòâîèñïûòàòåëåé è âðà÷åé â Îäåññå â 1883 ã.
 ñâîèõ «Ëåêöèÿõ ïî ñðàâíèòåëüíîé ïàòîëîãèè âîñïàëåíèÿ» (1892) áèîëîã îáîñíîâàë ïðåäñòàâëåíèå î ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññàõ, êàê î ðåàêöèÿõ îðãàíèçìà, åãî «íîðìå».
Èòîãîì ìíîãîëåòíèõ èññëåäîâàíèé èììóíèòåòà ñòàë êëàññè÷åñêèé òðóä Ìå÷íèêîâà «Íåâîñïðèèì÷èâîñòü â èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ» (1901).  íåøóòî÷íîé áîðüáå èäåé ó÷åíîìó óäàëîñü îòñòîÿòü ñâîþ òåîðèþ.
«Áèîëîãèÿ è ìåäèöèíà îáÿçàíû È.È. Ìå÷íèêîâó ñóùåñòâåííûìè øèðîêèìè îáîáùåíèÿìè, ïîëîæèâøèìè íà÷àëî ðÿäó íàèáîëåå ïðîãðåññèâíûõ íàïðàâëåíèé ñîâðåìåííîé áèîëîãèè è ìåäèöèíû» (https://nplit.ru/). À ìû âñå ïîòðåáèòåëè íàó÷íûõ äîñòèæåíèé ðóññêîãî ó÷åíîãî åùå è åãî ðàçäóìüÿìè î æèçíè, ñìåðòè, ôèçè÷åñêîì è íðàâñòâåííîì çäîðîâüå ÷åëîâåêà. «Ðåøåíèå çàäà÷è ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè äîëæíî íåèçáåæíî ïîâåñòè ê áîëåå òî÷íîìó îïðåäåëåíèþ îñíîâ íðàâñòâåííîñòè. Ïîñëåäíÿÿ äîëæíà èìåòü öåëüþ íå íåïîñðåäñòâåííîå óäîâîëüñòâèå, à çàâåðøåíèå íîðìàëüíîãî öèêëà ñóùåñòâîâàíèÿ».
P.S.  1908 ã. È.È. Ìå÷íèêîâó áûëà âðó÷åíà Íîáåëåâñêàÿ ïðåìèÿ ïî ôèçèîëîãèè è ìåäèöèíå «çà òðóäû ïî èììóíèòåòó».  ïðèâåòñòâåííîé ðå÷è ãîâîðèëîñü î òîì, ÷òî «Ìå÷íèêîâ ïîëîæèë íà÷àëî ñîâðåìåííûì èññëåäîâàíèÿì ïî… èììóíîëîãèè è îêàçàë ãëóáîêîå âëèÿíèå íà âåñü õîä åå ðàçâèòèÿ».
Ïîñêîëüêó ê òîìó âðåìåíè ó÷åíûé óæå áîëåå 20 ëåò æèë âî Ôðàíöèè è ðàáîòàë â Ïàñòåðîâñêîì èíñòèòóòå, Íîáåëåâñêèé êîìèòåò ñäåëàë îôèöèàëüíûé çàïðîñ ÿâëÿåòñÿ ëè áóäóùèé íîáåëèàò ðóññêèì èëè ôðàíöóçîì. «Èëüÿ Èëüè÷ ñ ãîðäîñòüþ îòâåòèë, ÷òî îí âñåãäà áûë è ïðîäîëæàåò áûòü ðóññêèì» (Ä.Ô. Îñòðÿíèí).
Источник