Ситуационные задачи по воспалению

Ситуационные задачи по воспалению thumbnail

ТЕМА 9. ВОСПАЛЕНИЕ

ЦЕЛЬ

•  Разобрать этиологию, патогенез и исходы воспаления.

•  Изучить сосудистые, тканевые и общие изменения в организме при развитии воспаления на примере экспериментальных моделей.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

•  Что такое воспаление?

•  Какие теории воспаления существуют?

•  Что служит причиной воспаления?

•  Как можно представить общую схему воспаления (рис. 9.1)?

•  Что такое альтерация? Какие причины вызывают первичную и вторичную альтерацию?


 Как объяснить физико-химические изменения (нарушение обмена
веществ, гиперосмию, гиперонкию, гиперионию) в очаге воспаления (рис.
9.2)?

•  Какую роль играет медиаторное звено в патогенезе воспаления?

•  Как классифицируют медиаторы воспаления по происхождению?

•  Каковы источники и эффекты основных групп медиаторов?

•  Какие расстройства микроциркуляции развиваются в очаге воспаления?

•  Что такое экссудация? На какой стадии сосудистой реакции она начинается?

•  При участии каких факторов развивается экссудация?

•  Что такое экссудат, и чем он отличается от транссудата?

•  Какие виды экссудатов выявляют в очаге воспаления?


 Какими отличительными особенностями характеризуют серозный,
фибринозный, гнойный, гнилостный, геморрагический и смешанный экссудаты?

•  Что такое эмиграция лейкоцитов? В чем заключается ее биологическое значение?

Ситуационные задачи по воспалениюРис. 9.1. Патогенез воспаления

Как
развивается феномен краевого стояния лейкоцитов? Какова природа
хемоаттрактантов и их роль в явлении хемотаксиса? В какой
последовательности и почему происходит выход различных форм лейкоцитов
из крови в очаг воспаления? Какую роль играет фагоцитоз при воспалении?
Как осуществляется и регулируется процесс клеточной пролиферации при
воспалении?

Каковы
механизмы развития местных признаков воспаления (припухлость, боль,
краснота, жар, нарушение функций)? Как объяснить патогенез общих
проявлений воспаления? Каковы общие закономерности развития хронического
воспаления? Чем принципиально отличаются пути запуска острого и
хронического воспаления?

В чем заключается роль нервной, эндокринной и иммунной систем в патогенезе воспаления?

Какие формы воспаления выделяют в зависимости от реактивности организма?

Ситуационные задачи по воспалениюРис. 9.2. Физико-химические нарушения в очаге воспаления

•  Как классифицируют воспаление по характеру сосудисто-тканевых реакций и течению процесса?

•  Каковы клинические исходы воспаления?

•  Каково биологическое значение воспалительного процесса для организма?

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПРИ САМОПОДГОТОВКЕ

9-1. Верно утверждение:

1) воспаление — защитная реакция;

2) воспаление — местный процесс;

3) воспаление — общая реакция организма на местное повреждение.

9-2. Воспаление возникает:

1) при действии медиаторов;

2) при действии флогогенов;

3) при действии пирогенов.

9-3. К местным признакам воспаления относят:

1) красноту;

2) лихорадку;

3) припухлость;

4) боль;

5) жар;

6) лейкоцитоз;

7) нарушение функций.

A. 1, 2, 4, 6, 7. Б. 1, 3, 4, 5, 6.

B. 1, 3, 4, 5, 7.

9-4. К общим симптомам воспаления относят:

1) лихорадку;

2) тромбоз;

3) лейкоцитоз;

4) гипопротеинемию;

5) увеличение СОЭ;

6) интоксикацию.

A. 1, 3, 5, 6. Б. 1, 2, 4, 6.

B. 1, 3, 4, 6.

9-5. Физико-химические проявления в очаге воспаления включают:

1) алкалоз;

2) гиперонкию;

3) гипертермию;

4) гиперосмию;

5) ацидоз.

A. 1, 4, 5. Б. 2, 4, 5.

B. 2, 3, 5.

9-6. Источники клеточных предсуществующих медиаторов:

1) моноциты;

2) гранулоциты;

3) эритроциты;

4) холинергические нейроны;

5) тромбоциты.

A. 1, 3, 4, 5. Б. 1, 2, 3, 5.

B. 1, 2, 4, 5.

9-7. К гуморальным медиаторам воспаления относят:

1) эйкозаноиды;

2) брадикинин;

3) простагландины;

4) фибринопептиды;

5) активные формы кислорода.

A. 2, 4. Б. 1, 3.

B. 3, 5.

9-8. Свойствами хемоаттрактантов обладают:

1) метаболиты арахидоновой кислоты;

2) лизоцим;

3) фрагменты комплемента;

4) ацетилхолин;

5) бактериальные пептиды.

A. 1, 2, 5. Б. 1, 3, 5.

B. 2, 3, 4.

9-9. Изменения микроциркуляции в очаге воспаления развиваются в следующей последовательности:

1) венозная гиперемия;

2) ишемия;

3) стаз;

4) артериальная гиперемия.

A. 1, 3, 2, 4. Б. 2, 1, 4, 3.

B. 2, 4, 1, 3.

9-10. Развитию экссудации способствуют:

1) повышение онкотического давления крови;

2) повышение онкотического давления в очаге воспаления;

3) повышение проницаемости сосудистой стенки;

4) снижение осмотического давления межклеточной жидкости;

5) повышение давления в венозном конце капилляров и венул.

A. 1, 3, 5. Б. 3, 4, 5.

B. 2, 3, 5.

9-11. Интоксикация при воспалении обусловлена:

1) простагландинами;

2) лимфокинами;

3) продуктами альтерации;

4) токсинами микроорганизмов.

A. 2, 4. Б. 1, 3.

B. 3, 4.

9-12. Провоспалительным действием обладают:

1) глюкокортикоиды;

2) минералокортикоиды.

9-13. Развитие хронического воспаления обеспечено:

1) нарушением микроциркуляции;

2) скоплением активированных макрофагов;

3) раневым очищением;

4) альтерацией.

9-14. К исходам воспаления относят:

1) образование рубца;

2) лихорадку;

3) гибель организма;

4) полное восстановление структуры и функции;

5) венозную гиперемию.

A. 1, 2, 4. Б. 1, 3, 4.

B. 2, 3, 5.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Часть I. Примеры экспериментального моделирования воспаления

Модель 1. Сосудистая реакция при воспалении на брыжейке лягушки (опыт Конгейма)

Условия эксперимента. Лягушку обездвиживают путем разрушения спинного мозга и помещают на дощечку брюшком вниз так, чтобы ее

правый бок в средней
его трети находился около отверстия. Ножницами послойно разрезают кожу,
мышцы и брюшину на правой боковой поверхности живота. Из вскрытой
брюшной полости осторожно, не травмируя внутренностей, извлекают петлю
тонкой кишки, брыжейку которой расправляют над отверстием в дощечке.
Кишку располагают по краю отверстия и фиксируют булавками, вколотыми под
углом, чтобы не мешать движению объектива микроскопа. При малом
увеличении рассматривают исходное кровообращение сосудов брыжейки. Через
10-15 мин брыжейка подсыхает, и развивается воспаление.

Наблюдают за фазами сосудистой реакции и краевым стоянием лейкоцитов.

Модель 2. Сосудистые изменения при воспалении на языке лягушки

Условия эксперимента. Обездвиженную
лягушку помещают на дощечку брюшком вниз, головой к отверстию. Пинцетом
открывают лягушке пасть, фиксируют ее нижнюю челюсть у уголков рта
булавками. Верхнюю челюсть лягушки подпирают головкой булавки, вколотой в
дощечку под углом. Глазным пинцетом захватывают край языка и
расправляют, слегка растягивая его над отверстием дощечки до формы
шестиугольника. Булавки, фиксирующие язык, вкалывают наклонно, чтобы не
мешать движению объектива микроскопа. Приготовленный препарат помещают
под микроскоп и при малом увеличении рассматривают кровообращение. После
этого край языка прижигают небольшим кристалликом азотнокислого
серебра. Развивается воспаление.

Отмечают сосудистые изменения в участке повреждения и окружающих тканях.

Вопросы

 Какие фазы сосудистой реакции наблюдаются при воспалении?

•  Каковы механизм развития сосудистой реакции и ее патогенетическое значение?

•  Чем характеризуется «краевое стояние лейкоцитов»?

•  Каков механизм повышения проницаемости сосудов при воспалении?

Читайте также:  Простуда воспаление верхней губы

Модель 3. Общие изменения в организме при наличии очага воспаления

Условия эксперимента. Работу проводят на двух крысах. Одна крыса (? 1) — интактная, у другой (? 2) предварительно (за 2-3 дня до

опыта)
вызывают воспаление введением 50% раствора скипидара в подкожную
клетчатку. Кровь для анализа берут из хвостовой вены. Определяют СОЭ,
общее количество лейкоцитов, и подсчитывают лейкоцитарную формулу.
Результаты заносят в табл. 9.1.

Таблица 9.1. Результаты наблюдений

Ситуационные задачи по воспалениюВопросы

•  Каков механизм повышения СОЭ при воспалении?

•  Чем обусловлено развитие лейкоцитоза при воспалении?

Часть II. Решение ситуационных задач

Задача 9-1. У
больного после подкожной инъекции появились краснота, боль,
припухлость. На 7-е сутки припухлость увеличилась. При пальпации в этом
участке определяется флюктуация (табл. 9.2).

Таблица 9.2. Картина крови

Ситуационные задачи по воспалениюПри
этом выделилось 10 мл зеленоватой жидкости, удельный вес которой
составляет 2,0; содержание белка — 0,7 г/л, число клеток — 7000 в 1 мкл
(преимущественно нейтрофилы), рН — 5,3.

Какой
патологический процесс развился у больного? Каков механизм местных
проявлений этого процесса? Какие механизмы обусловливают общие изменения
в организме?

Задача 9-2. Больной жалуется на
слабость, потерю аппетита, сухость во рту, частый стул со слизью и
примесью крови. Температура тела — 38 °С. При ректороманоскопии
слизистая оболочка прямой кишки отечна, гиперемирована (табл. 9.3).

Таблица 9.3. Картина крови

Ситуационные задачи по воспалениюКакой
патологический процесс развился у больного? Как объяснить патогенез
развивающихся изменений? Какое лечение необходимо больному?

Задача 9-3. При пункции плевральной полости больного в извлеченной жидкости обнаружено следующее:

■ содержание белка — более 0,3 г/л;

■ количество лейкоцитов — 4х109/л;

■ удельный вес — 1,020;

■ рН — 6,5.

Что
представляет извлеченная жидкость: транссудат или экссудат? Каковы
основные отличия механизмов развития экссудации и транссудации?

Задача 9-4. Машиной
скорой помощи в 16.00 в стационар доставлена больная с жалобами на
слабость, тошноту, боли в правой подвздошной области. Температура тела —
37,8 °С. Через 5 ч температура тела — 38,9 °С. Язык сухой, обложен
сероватым налетом. При пальпации определена резкая болезненность в
правой подвздошной области (табл. 9.4).

Какой
патологический процесс имеет место у больной? Каковы механизмы описанных
симптомов? Чем объяснить развитие лихорадки? Какие виды терапии
необходимы в данном случае?

Таблица 9.4. Картина крови

Ситуационные задачи по воспалениюЗадача 9-5. У больного после пункции брюшной полости в асцитической жидкости было обнаружено следующее:

■ содержание белка — менее 0,3 г/л;

■ количество лейкоцитов — 1,5х109/л;

■ удельный вес — 1,008;

■ рН — 7,5.

Что представляет исследуемая жидкость: экссудат или транссудат? Каковы механизмы развития экссудации и транссудации?

Задача 9-6. Больной
А., 73 года, обратился к врачу с жалобами на слабость, одышку при
физической нагрузке, кашель со скудным отделением слизистой мокроты.
Температура тела — 37,2 °С. Больному сделали общий анализ крови. Через
месяц мокрота приобрела желтовато-зеленоватый цвет и неприятный запах.
Температура тела — 37,9 °С. Проведен повторный анализ крови (табл. 9.5).

Таблица 9.5. Картина крови

Ситуационные задачи по воспалениюКакой
патологический процесс развился у больного? Какие механизмы лежат в
основе общих проявлений этого процесса? Как объяснить ухудшение общего
состояния больного? Какое лечение нужно назначить больному?

Задача 9-7. Больная
К., 20 лет, жалуется на боль при глотании, головную боль, слабость,
повышенную потливость и повышение температуры тела до 38,8 °С. Пульс —
98 в минуту, частота дыхательных движений — 26 в минуту (табл. 9.6).

Таблица 9.6. Картина крови

Ситуационные задачи по воспалениюКакой
патологический процесс имеет место у больной? Какие механизмы лежат в
основе местных и общих проявлений? Какую патогенетическую терапию
следует провести больной?

Задача 9-8. Больная
Б., 27 лет, кормящая мать. Через 3 нед после родов появились боли в
области левой груди, кормление этой грудью стало болезненным. На 3-й
день заболевания появился озноб, температура тела — 39 °С, усилилась
боль в пораженной железе. Объективно: в больной железе пальпируется
плотное образование с неясными границами, размером 5х5 см, резко
болезненное при пальпации. Отмечаются покраснение кожи над образованием,
расширение подкожных венозных сосудов в области железы, увеличение
регионарных лимфатических узлов. Общее количество лейкоцитов — 12,4х109/л, СОЭ — 35 мм/ч.

Какой
патологический процесс развился у больной? Каковы механизмы выявленных
клинических симптомов? Какие лечебные мероприятия необходимы в данном
случае?

Задача 9-9. Больной С., 15 лет,
обратился к врачу с жалобами на боль пульсирующего характера в области
верхней губы, общую слабость, головную боль, повышение температуры тела
до 37,5 °С. Общее количество лейкоцитов — 12х109/л, СОЭ — 18
мм/ч. Объективно: верхняя губа отечна, прощупывается плотный инфильтрат,
кожа над которым красная по периферии и синюшная (цианоз) в центре.

Какой
типовой патологический процесс развился у больного? Каковы механизмы
выявленных нарушений? Как объяснить неодинаковую окраску кожи в
пораженной области и пульсирующий характер боли? Какое лечение нужно
назначить больному?

Источник

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО МЕДСЕСТРИНСКОМУ ПРОЦЕССУ

Тема: «Безопасная больничная среда. Инфекционная безопасность»

ЗАДАЧА № 1

Жена пациента, находящегося на лечении в хирургическом отделении, обратилась к медсестре за помощью.

Она обеспокоена поведением мужа, и говорит, что у него галлюци­нации, он отгоняет несуществующих крыс, которые прыгают у него по кровати и пытаются укусить. Иногда он слышит голоса с угрозами и оскорблениями, пытается от них защититься, вскакивает, бежит, хотя сам не понимает, где находится.

В разговоре с женой выяснено, что пациент часто употребляет ал­коголь.

Задание:

  1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.

  2. Сформулируйте проблемы пациента.

  3. Составьте план ухода.

Вариант ответа

Проблемы пациента:

  • угроза причинения вреда себе и окружающим на фоне галлюцинаций.

Индивидуальный план ухода

Проблемы

пациента

Цель/ожидаемые результаты

Сестринские
вмешательства

Оценка эффективности ухода

Кратность

оценки

Оценочные

критерии

Итоговая

оценка

Угроза при­чинения вреда себе и окружаю­щим на фоне галлюцина­ций.

Контролируе­мое поведение пациента, не представляю­щее опасности для себя и окружаю­щих на всем протяжении помрачнения сознания.

  1. Доложить врачу о состоянии пациента.

  2. Организовать индивидуаль­ный пост (при возможности). Проводить наблюдение.

  3. Организовать консультацию психиатра по назначению врача.

  1. Ввести лекарственные препа­раты, влияющие на состояние пациента, по назначению пси­хиатра и хирурга.

  2. Осуществить фиксацию паци­ента к кровати для его безопас­ности.

Читайте также:  После родов воспаление кормить можно

Постоян­ный кон­троль на всем про­тяжении изменения сознания.

Спокоен.

Адекватно реагиру­ет на окружающую обстановку. Участвует в лечебном процессе.

Цель

достигли.

ЗАДАЧА № 2

Пациентке с переломом левой лодыжки на следующий день пос­ле снятия гипса назначена лечебная физкультура в бассейне.

Ей разрешено передвигаться самостоятельно с помощью косты­лей, но рекомендовано щадить поврежденную конечность и насту­пать на нее не в полном объеме. Пациентка беспокоится по поводу отсутствия уверенности в своих силах и ловкости при перемещении с костылями по влажному полу бассейна.

Задание:

  1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

  2. Сформулируйте проблемы.

  3. Составьте план ухода.

Вариант ответа

Нарушены потребности:

— в физической безопасности.

Проблемы пациента:

  • страх получения повторной травмы при перемещении по бассейну на костылях.

Индивидуальный план ухода

Проблемы

пациента

Цель/ожидаемые результаты

Сестринские
вмешательства

Оценка эффективности ухода

Кратность

оценки

Оценочные

критерии

Итоговая

оценка

Страх получения повторной травмы при пере­мещении по бассейну на костылях.

Пациентка уверена в безопасности мероприятия и помощи методиста по физкультуре

  1. Провести беседу перед процедурой:

  • объяснить правила поведения в бассейне;

  • сделать акцент на особенностях перемещения на костылях (движе­ние по специальной дорожке, под контролем методиста);

  1. Помочь пациентке осуществить прием гигиенического душа, пере­мещение в бассейн и в раздевалку.

  2. Контролировать занятие в бассей­не.

Контроль на всем протя­жении нахож­дения пациента в бассейне.

Спокойно уча­ствует в проведе­нии процедуры.

Цель

достигли.

ЗАДАЧА № 3

Пациентка неврологического отделения предъявляет жалобы на повышенную слабость, головокружение, шаткость при ходьбе.

Говорит: «Хожу, как пьяная, шатает из стороны в сторону. Иногда прошу, чтобы меня провожали до туалета, боюсь упаду. Ночью плохо сплю, как правило, быстро засыпаю, но через 3-4 часа просыпаюсь и так лежу до утра, думаю о своем состоянии».

Пациентка устала от постоянного напряжения, ночного недосы­пания, переживаний.

Задание:

  1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

  2. Сформулируйте проблемы пациентки.

  3. Составьте план ухода за пациентом.

Вариант ответа

Нарушены потребности:

  • в физической безопасности;

  • в сне и отдыхе.

Проблемы пациента:

  • Риск травматизации на фоне неврологической симптоматики (головокружение, слабость, шат­кость при ходьбе).

  • Состояние напряжения в результате непродуктивного сна, провоцируемое заболеванием.

Индивидуальный план ухода

Проблемы

пациента

Цель/ожидаемые результаты

Сестринские
вмешательства

Оценка эффективности ухода

Кратность

оценки

Оценочные

критерии

Итоговая

оценка

Риск травма­тизации на фоне невро­логической симптоматики (головокруже­ние, слабость, шаткость при ходьбе).

Пациентка знает о мерах безопасности и придержи­вается их на протяжении всего угро­жающего периода.

  1. Рассказать пациентке о соблюде­нии правил перемещения (исклю­чить резкие движения и т.д.) с явлениями головокружения.

  2. Попросить пациентку прибегать к помощи сотрудников при появле­нии сильной слабости.

  3. Контролировать деятельность и перемещение пациентки.

  4. Вводить по назначению врача пре­параты, стабилизирующие состоя­ние пациентки.

Ежедневно

Принимает помощь сотруд­ников.

Выполняет дей­ствия с соблюде­нием предосто­рожности.

Цель

достигли

Состояние напряжения в результате непродуктив­ного сна, про­воцируемое заболеванием

Состояние отдыха на фоне полно­ценного сна после вме­шательств медицинской сестры.

  1. Предложить снотворное средство на ночь по назначению врача.

  2. Создать комфортные условия в палате (отсутствие шума, свежий воздух, мягкая и теплая постель).

  3. Рекомендовать общение с соседя­ми по палате, родными, медработ­никами для получения положи­тельных эмоций.

  4. Исключить из рациона продукты, вызывающие возбуждение (чай, кофе, шоколад и т.д.)

Ежедневно

Сон 6-8 часов без пробуждения

Цель

достигли

ЗАДАЧА № 4

После длительного пребывания на постельном режиме Тамаре Николаевне назначена гигиеническая ванна. Состояние пациентки удовлетворительное.

Больная предъявляет жалобы на кожный зуд, неприятный запах, исходящий от ног и при дыхании изо рта. Говорит, что из-за запаха соседи по палате избегают ее, и она чувствует себя одинокой.

Тамара Николаевна консультируется по поводу замены ванны на душ. Она предпочитает принимать ванну дома, а в больнице опасает­ся инфекции.

Задание:

  1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

  2. Сформулируйте проблемы пациентки.

  3. Составьте план ухода за пациенткой.

Вариант ответа

Нарушены потребности:

  • в физической безопасности;

  • в сне и отдыхе.

Проблемы пациента:

  • Дефицит общения в результате возникновения неприятных ощущений у окружающих пациентку.

  • Опасение возможного инфицирования при приеме гигиенической процедуры.

Индивидуальный план ухода

Проблемы

пациента

Цель/ожидаемые результаты

Сестринские
вмешательства

Оценка эффективности ухода

Кратность

оценки

Оценочные

критерии

Итоговая

оценка

Дефицит общения в результате возник­новения неприятных ощущений у окружающих пациентку.

Общение с окружающи­ми, достав­ляющее положитель­ные эмоции пациентке после оказа- ния помощи медицинской сестрой.

  1. Организовать гигиенические процеду­ры (ванна, душ) для пациентки.

  2. Поощрять ежедневное проведение самоухода. Осуществлять частую смену нательного белья.

  3. Рекомендовать проводить чистку зубов 2 раза в день.

Использовать аэрозоль для полости рта с целью удаления запаха. Осуществлять чистку поверхности языка.

  1. Помочь наладить контакт с вновь поступившими пациентами.

Ежедневно

Беседует, обсуждает интересую­щие вопросы с окружаю­щими.

Отсутствие

неприятного

запаха.

Цель

достигли.

Опасение возможного инфициро­вания при приеме гигие­нической про­цедуры.

Исключение инфициро­вания при приеме гиги­енической процедуры.

  1. Провести беседу, рассказать об этапах приготовления ванной комнаты к экс­плуатации.

  2. Ознакомить с наличием одноразовых предметов ухода.

  3. Рассказать о дезинфекции предметов, бывших в употреблении.

  4. Предложить проведение душа вместо ванны по желанию пациента.

Однократ­но до про­ведения процедуры.

Соглаша­ется на при­нятие гигие­нического душа.

Цель

достигли.

ЗАДАЧА № 5

На дежурстве к медицинской сестре Оле обратились пациенты палаты № 5. Иван Иванович, самый активный пациент из присут­ствующих, просит подтвердить медицинскую сестру, что предыдущее пребывание его в стационаре и использование многоразовых шпри­цев могло послужить причиной возникновения сывороточного гепа­тита, который привел к инвалидности.

Иван Иванович не исключает возможности быть ВИЧ-инфици­рованным при подготовке и проведении ему операции.

Медицинская сестра при проведении беседы обратила внима­ние на неподдельный страх, который испытывает Иван Иванович, обсуждая эту тему. Оля приняла активное участие в беседе, пытаясь разъяснить ситуацию.

Задание:

  1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

  2. Сформулируйте проблемы пациентки.

  3. Составьте план ухода за пациентом.


Вариант ответа

Нарушены потребности:

  • в инфекционной безопасности;

  • комфортного состояния.

Проблемы пациента:

  • Волнение по поводу возможного инфицирования при подготовке и проведении операции, вызванное отсутствием знаний.

Читайте также:  Может быть воспаление яичников от нервов

Индивидуальный план ухода

Проблемы

пациента

Цель/ожидаемые результаты

Сестринские
вмешательства

Оценка эффективности ухода

Кратность

оценки

Оценочные

критерии

Итоговая

оценка

Волнение по поводу возможного инфицирова­ния при под­готовке и проведении операции, провоцируе­мое отсутстви­ем знаний.

Спокойно оценивает ситуацию, уверен в отсутствии осложнений инфекцион­ного харак­тера после беседы с медицинской сестрой.

  1. Провести беседу, рассказать о прово­димых мероприятиях по профилак­тике инфицирования хирургических пациентов.

  2. Сделать акцент на использовании одноразовых предметов и современ­ных способах дезинфекции и стерили­зации многоразового инструментария.

  3. Рассказать о преимуществе плановой операции над экстренной и влиянии предоперационной подготовки на результат операции, отсутствие ослож­нений.

Однократ­но после беседы.

Спокойно готовиться к предстоя­щей опера­ции.

Цель

достигли.

ЗАДАЧА № 6

Пациенту назначен день операции. Медицинская сестра преду­предила пациента о необходимости промывания желудка в течение нескольких дней и постановки накануне операции двух очиститель­ных клизм.

Обеспокоенный пациент не отходит от медицинской сестры, за­дает один вопрос за другим. Его волнует, можно ли заразиться гепати­том, ВИЧ-инфекцией при приеме этих процедур. Спрашивает, зачем такое количество процедур и можно ли обойтись без столь тяжелой подготовки.

Говорит, что знает себя и теперь будет плохо спать до самой опе­рации, так как переживает. От волнения он обычно лежит до утра и только ближе к рассвету засыпает.

Задание:

  1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.

  2. Сформулируйте проблемы пациента.

  3. Составьте план ухода за пациентом.

Вариант ответа

Нарушены потребности:

  • в инфекционной безопасности;

  • в сне и отдыхе;

  • комфортного состояния.

Проблемы пациента:

  • Опасение возможного инфицирования при подготовке к операции, вызванное отсутствием зна­ний.

  • Дефицит знаний относительно подготовки к операции.

  • Угроза бессонницы на фоне предстоящей операции.

Индивидуальный план ухода

Проблемы

пациента

Цель/ожидаемые результаты

Сестринские
вмешательства

Оценка эффективности ухода

Кратность

оценки

Оценочные

критерии

Итоговая

оценка

Опасение возможного инфициро­вания при подготовке к операции, вызванное отсутствием знаний.

Понимает направление профилак­тической медицины для сохране­ния здоровья пациента.

  1. Ввести в курс профилактической меди­цины, касающейся снижения риска инфицирования.

  2. Ознакомить с одноразовым инструмен­тарием (зонды, наконечники для клизм).

  3. Сделать акцент на современных спо­собах дезинфекции и стерилизации многоразового инструментария.

  4. Рассказать о современных стерильных нетканых материалах, используемых в операционной и отделении (халаты, перчатки, салфетки, пеленки и т.д.).

Однократ­но после беседы с меди­цинской сестрой.

Спокойно готовится к предстоящей операции.

Цель

достигли

Дефицит знаний отно­сительно подготовки к операции.

Получит исчерпываю­щую инфор­мацию после беседы с медицинской сестрой.

  1. Рассказать о предоперационном перио­де и особенности его проведения для данного пациента.

  2. Указать на необходимость выполнения всех запланированных мероприятий для качественной подготовки к опера­ции и ее проведения.

Однократ­но после беседы с меди­цинской сестрой.

Демонстри­рует пра­вильное понимание полученной информа­ции.

Цель

достигли.

Угроза бес­сонницы на фоне пред­стоящей опе­рации.

Сон, соот­ветствующий потреб­ностям организма и вызываю­щий чувство отдыха.

  1. Создать комфортные условия в палате (отсутствие шума, свежий воздух, мяг­кая и теплая постель).

  2. Предложить снотворное средство на ночь по назначению врача.

  3. Снять психоэмоциональное напряже­ние (беседа, медикаменты по назначе­нию врача).

Ежедневно, после ноч­ного сна.

Сон на про­тяжении 7-8 часов, без пробуж­дения.

Цель

достигли.

ЗАДАЧА № 7

На второй день после занятий в бассейне у пациентки появилось ощущение жжения и рези в глазах. Ее волнуют эти проявления, она пытается узнать у медицинской сестры перед очередным посещени­ем: «Можно ли заразиться в бассейне?».

При осмотре: признаки воспаления, слизистая оболочка гиперемирована, отмечается слезотечение.

Пациентка направлена на консультацию к окулисту. После осмо­тра врачом был поставлен диагноз: аденовирусный коньюктивит.

Задание:

  1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.

  2. Сформулируйте проблемы пациента.

  3. Составьте план ухода за пациентом.

Вариант ответа

Нарушены потребности:

  • в инфекционной безопасности;

  • комфортного состояния.

Проблемы пациента:

  • Воспаление слизистой оболочки глаз, вызванное инфицированием во время посещения бассейна.

Индивидуальный план ухода

Проблемы

пациента

Цель/ожидаемые результаты

Сестринские
вмешательства

Оценка эффективности ухода

Кратность

оценки

Оценочные

критерии

Итоговая

оценка

Воспаление сли­зистой оболочки глаз, вызванное инфицировани­ем во время посе­щения бассейна.

Признаки вос­паления отсут­ствуют после курса меди­каментозной терапии.

  1. Исключить посещение бассейна на период обострения.

  2. Рекомендовать использовать глазные капли для ликвидации воспалительного процесса по назначению врача. Закладывать мазь за веко.

  3. Выявить уровень знаний и уме­ний относительно выполнения данных процедур пациенткой. Повысить качество выполнения.

При каждом контакте.

Отсутствие признаков воспаления: гиперемии, жжения, рези в гла­зах, слезоте­чения.

Цель

достигли

ЗАДАЧА № 8

В ожоговое отделение медицинского центра переведена девочка 8 лет. На момент поступления состояние пациентки средней тяжести.

После получения термического ожога живота и бедер она несколь­ко дней находилась в хирургическом отделении по месту жительства, где получала соответствующее лечение.

На данный момент перевязки раневой поверхности осуществля­ются под общим наркозом. В бактериологическую лабораторию от­правлено содержимое из раны (подозрение на инфицирование си­негнойной палочкой).

Ребенок спокоен, так как получает адекватное обезболивание, только при постоянном общении можно заметить, как ей одиноко, девочка тоскует по маме.

Задание:

  1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

  2. Сформулируйте проблемы пациентки.

  3. Составьте план ухода за пациентом.

Вариант ответа

Нарушены потребности:

  • в инфекционной безопасности;

  • комфортного состояния.

Проблемы пациента:

  • Высокая степень риска инфицирования ожоговой поверхности.

  • Ощущение одиночества на фоне дефицита общения с родными.

Индивидуальный план ухода

Проблемы

пациента

Цель/ожидаемые результаты

Сестринские
вмешательства

Оценка эффективности ухода

Кратность

оценки

Оценочные

критерии

Итоговая

оценка

Высокая степень риска инфициро­вания ожоговой поверхности.

Ожоговая поверхность без призна­ков гнойного поражения.

  1. Поддерживать асептические условия в палате.

  2. Осуществлять перевязки в усло­виях стерильности.

  3. Вводить по назначению врача антибиотики, кровезаменители и т.д.

  4. Ограничить контакт с людьми, не участвующими в лечебном процессе.

  5. Осуществлять контроль за отде­ляемым из ран.

Ежедневно

Чистые раны, без признаков воспаления.

Цель

достигли

Ощущение одиночества на фоне дефицита общения с родными.

Адаптируется к новым для нее условиям с помощью медсестры на 3 день после поступления.

  1. Предлагать для общения свободное время (чтение книг, беседа).

  2. Создать комфортные условия (обезболивать, осуществлять гигиенические процедуры, кормить, менять белье).

  3. Привлекать к лечебному процессу как сознательного участника.

  4. Организовать общение с больными через мобильную связь.

Ежедневно

Отсутствие чувства одиночества и покинутости.

Цель

достигли

Источник