Симптомы воспаления по гиппократу

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 августа 2017;
проверки требуют 22 правки.

Воспале́ние (лат. inflammatio) — это комплексный, местный и общий патологический процесс, возникающий в ответ на повреждение (alteratio) или действие патогенного раздражителя и проявляющийся в реакциях, направленных на устранение продуктов, а если возможно, то и агентов повреждения (exudatio и др.) и приводящий к максимальному восстановлению в зоне повреждения (proliferatio).

Воспаление — защитно-приспособительный процесс.

Воспаление свойственно человеку и животным, в том числе низшим животным и одноклеточным организмам в упрощённом виде[1]. Механизм воспаления является общим для всех организмов, независимо от локализации, вида раздражителя и индивидуальных особенностей организма.

История[править | править код]

Уже в древние времена внешние признаки воспаления описал римский философ и врач Авл Корнелий Цельс (ок. 25 до н. э. — ок. 50 н. э.):

  1. лат. rubor — краснота (местное покраснение кожных покровов или слизистой).
  2. tumor — опухоль (отёк).
  3. calor — жар (повышение местной температуры).
  4. dolor — боль.
    Дополнил Гален (129 — ок. 200 гг. н. э.), добавив
  5. functio laesa — нарушение функции.

В конце XIX столетия И. И. Мечников считал, что воспаление — это приспособительная и выработанная в ходе эволюции реакция организма и одним из важнейших её проявлений служит фагоцитоз микрофагами и макрофагами патогенных агентов и обеспечение таким образом выздоровления организма. Но репаративная функция воспаления была для И. И. Мечникова сокрыта. Подчеркивая защитный характер воспаления, он в то же время полагал, что целительная сила природы, которую и представляет собой воспалительная реакция, не есть еще приспособление, достигшее совершенства. По мнению И. И. Мечникова, доказательством этого являются частые болезни, сопровождающиеся воспалением, и случаи смерти от них[2].

Большой вклад в изучение воспаления внесли Джон Хантер (1728—1794), Франсуа Бруссе (1772—1838), Фридрих Густав Якоб Генле (1809—1885), Симон Самуэль (1833—1899), Юлиус Фридрих Конхайм (1839—1884), Алексей Сергеевич Шкляревский, (1839—1906), Рудольф Вирхов (1821—1902), Пауль Эрлих (1854—1915), Илья Ильич Мечников (1845—1916).

Этиология[править | править код]

Патогенные раздражители (повреждающие факторы) по своей природе могут быть:

  • Физическим — травма (механическое повреждение целостности ткани), отморожение, термический ожог.
  • Химическими — щелочи, кислоты (соляная кислота желудка), эфирные масла, раздражающие и токсические вещества (алкоголь (спирты) и некоторые лекарственные препараты[3], см. Токсические гепатиты).
  • Биологическими — возбудители инфекционных заболеваний: животные паразиты, бактерии, вирусы, продукты их жизнедеятельности (экзо- и эндотоксины). Многие возбудители вызывают специфические воспаления, характерные только для определённого вида инфекции (туберкулёз, лепра, сифилис). К биологическим повреждающим факторам также относят иммунные комплексы, состоящие из антигена, антитела и комплемента, вызывающие иммунное воспаление (аллергия, аутоимунный тиреодит, ревматоидный артрит, системный васкулит).

Клиника и патогенез[править | править код]

Клинические симптомы воспаления:

  1. Покраснение (гиперемия).
  2. Местное повышение температуры (гипертермия).
  3. Отёк (ацидоз способствует диссоциации солей и распаду белков, что приводит к повышению осмотического и онкотического давления в повреждённых тканях, приводящему к отёкам).
  4. Боль.
  5. Нарушение функции.

Процесс воспаления делят на три основных стадии:

  • Альтерация — повреждение клеток и тканей.
  • Экссудация — выход жидкости и клеток крови из сосудов в ткани и органы.
  • Пролиферация (или продуктивная стадия) — размножение клеток и разрастание ткани, в результате чего и происходит восстановление целостности ткани (репарация).

Альтерация[править | править код]

Альтерация (позднелат. alteratio, изменение[4]) — стадия начала воспаления. Патогенный раздражитель, воздействуя на ткани организма, вызывает первичную альтерацию — повреждение и последующий некроз клеток. Из лизосом погибших клеток (в том числе гранулоцитов) высвобождаются многочисленные ферменты (влияющие на белки и пептиды, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты), которые изменяют структуру и нарушают нормальный обмен веществ окружающей очаг воспаления соединительной ткани и сосудов (вторичная альтерация).

В зоне первичной альтерации интенсивность метаболизма снижена, так как функции клеток нарушены, а в зоне вторичной альтерации повышена, в основном за счёт обмена углеводов (в том числе гликолиза полисахаридов). Повышается потребление кислорода и выделение углекислоты, однако потребление кислорода превышает выделение углекислоты, так как окисление не всегда проходит до окончательного образования углекислого газа (нарушение цикла Кребса). Это приводит к накоплению в зоне воспаления недоокисленных продуктов обмена, имеющих кислую реакцию: молочной, пировиноградной, L-кетоглутаровой и др. кислот. Нормальный уровень кислотности ткани с pH 7,32—7,45 может повышаться до уровня 6,5—5,39 (при остром гнойном воспалении), возникает ацидоз[5].

На месте повреждения расширяются сосуды, вследствие чего увеличивается кровоснабжение, происходит замедление кровотока и как следствие — покраснение, местное повышение температуры, затем увеличение проницаемости стенки капилляров ведёт к выходу лейкоцитов, макрофагов и жидкой части крови (плазмы) в место повреждения — отёк, который в свою очередь сдавливая нервные окончания вызывает боль и всё вместе — нарушение функции. Воспаление регулируют медиаторы воспаления — гистамин, серотонин, непосредственное участие принимают цитокины — брадикинин, калликреин (см. Кинин-калликреиновая система), IL-1 и TNF, система свёртывания крови — фибрин, фактор Хагемана, система комплемента, клетки крови — лейкоциты, лимфоциты (Т и В) и макрофаги. В повреждённой ткани усиливаются процессы образования свободных радикалов.

Механизмы возникновения воспаления[править | править код]

Митохондриально-зависимый механизм[править | править код]

Из-за повреждения клеток при травме, митохондриальные белки и мтДНК попадают в кровоток. Далее эти митохондриальные молекулярные фрагменты (DAMPs) распознаются Толл-подобными (TLRs) и NLR рецепторами. Основным NLR-рецептором участвующим в процессе является рецептор NLRP3. В нормальном состоянии белки NLRP3 и ASC (цитозольный адаптерный белок) связаны с ЭПР, при этом белок NLRP3 находится комплексе с белком TXNIP. Активация рецепторов приводит к их перемещению в перинуклеарное пространство, где под действием активных форм кислорода, вырабатываемых поврежденными митохондриями, белок NLRP3 высвобождается из комплекса.[6] Он вызывает олигомеризацию белка NLRP3 и связывание ASC и прокаспазы-1, образуя формирование белкового комплекса называемого NLRP3 инфламмасомой. Инфламмасома вызывает созревание провоспалительных цитокинов, таких как IL-18 и IL-1beta и активирует каспазу-1. (3) Провоспалительные цитокины также могут запускать NF-kB пути воспаления, повышая длительность и уровень воспаления. Также для активации NLRP3 инфламмасомы необходима пониженная внутриклеточная концентрация K+, что обеспечивание калиевыми каналами митохондрий.

Читайте также:  Что лучше при воспалении носоглотки

Механизм возникновения воспаления через NF-κB сигнальный путь[править | править код]

Классификация[править | править код]

По продолжительности:

  • Острое воспаление — длится несколько минут или часов.
  • Подострое — несколько дней или недель.
  • Хроническое — длится от нескольких месяцев до пожизненного с моментами ремиссии и обострения.

По выраженности реакции организма:

  • Нормоэргическое воспаление — адекватная реакция организма, соответствующая характеру и силе воздействия патогенного раздражителя.
  • Гиперэргическое — значительно повышенная реакция.
  • Гипоэргическое (от гипоэргия[4]) и аноэргическое — слабая или отсутствующая реакция (у пожилых людей (старше 60-ти), при недостаточном питании и авитаминозе[7], у ослабленных и истощённых людей).

По локализации:

  • Местное воспаление — распространяется на ограниченный участок ткани или какой-либо орган.
  • Системное — распространяется на какую-либо систему организма (систему соединительной ткани (ревматизм), сосудистую систему (системный васкулит)[7]).

Формы воспаления[править | править код]

  • Альтеративное воспаление (в настоящее время отвергается)
  • Экссудативное воспаление
    • Серозное
    • Фибринозное
      • Дифтеритическое
      • Крупозное
    • Гнойное
    • Гнилостное
    • Геморрагическое
    • Катаральное — с обильным выделением слизи или мокроты.
    • Смешанное
  • Пролиферативное воспаление
    • Гранулематозное воспаление
    • Межуточное (интерстициальное) воспаление
    • Воспаление с образованием полипов и остроконечных кондилом
    • Воспаление вокруг животных-паразитов и инородных тел (холангит, урертрит, киста)
  • Специфическое воспаление — развивается при таких заболеваниях как туберкулёз, сифилис, лепра, сап, склерома[8].

Диагностика[править | править код]

Клинический анализ крови: увеличивается скорость оседания эритроцитов (СОЭ), лейкоцитоз, изменяется лейкоцитарная формула.

Биохимический анализ крови: при остром воспалении повышается количество C-реактивного белка (белок острой фазы), α- и β-глобулинов, при хроническом воспалении — γ-глобулинов; снижается содержание альбуминов[9].

Терминология[править | править код]

Термины воспалений чаще всего являются латинскими существительными третьего склонения греческого происхождения, состоящие из корневого терминоэлемента, обозначающего название органа, и суффикса -ītis (-ит). Примеры: gaster (греч. желудок) + -ītis = gastrītis (гастрит — воспаление слизистой желудка); nephros (греч. почка) + -ītis = nephrītis (нефрит)[10].

Исключения составляют устоявшиеся старые названия воспалительных заболеваний: пневмония (греч. pneumon, лёгкое), ангина — воспаление миндалин, панариций — воспаление ногтевого ложа пальца и др[1].

См. также[править | править код]

  • Гомеостаз
  • Инфламмасома

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Пауков, Хитров, 1989, с. 98.
  2. А.И. Струков, В.В. Серов. Патологическая Анатомия. — 5-е издание. — 2010. — С. 169. — 848 с. — ISBN 978-5-904090-63-0.
  3. ↑ Серов, Пауков, 1995, с. 506.
  4. 1 2 Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. — 4-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1988. — 1600 с.
  5. ↑ Тель, Лысенков, 2007.
  6. ↑ Mitochondria: Sovereign of inflammation?.
  7. 1 2 Барышников, 2002, с. 58.
  8. ↑ Пауков, Хитров, 1989, с. 106—112.
  9. ↑ Пауков, Хитров, 1989, с. 105.
  10. Городкова Ю.И. Латинский язык. — М.: Кнорус, 2015. — С. 124—125. — 256 с.

Литература[править | править код]

  • Пальцев М. А., Аничков Н. М. Патологическая анатомия. Учебник для медицинских вузов (В 2 т.). — М.: Медицина, 2001 (1-е изд.), 2005 (2-е изд.), 2007 (3-е изд.).
  • Пауков В.С., Хитров Н.К. Патология. — Учебник для мед. училищ. — М.: Медицина, 1989. — С. 98—112. — 352 с.
  • Тель Л.З., Лысенков С.П., Шарипова Н.Г., Шастун С.А. Патофизиология и физиология в вопросах и ответах. — 2 том. — М.: Медицинское информационное агентство, 2007. — С. 66—75. — 512 с.
  • Воспаление. Руководство для врачей / Под ред. В.В. Серова, В.С. Паукова. — М.: Медицина, 1995. — 640 с.
  • Барышников С.Д. Лекции по анатомии и физиологии человека с основами патологии. — М.: ГОУ ВУНМЦ, 2002. — С. 57—64. — 416 с.
  • Атаман А.В. Патологическая физиология в вопросах и ответах. — Учеб. пособие. — К.: Вища школа, 2000. — С. 133—147. — 608 с.

Видео[править | править код]

  • «Воспаление» — Центрнаучфильм (Объединение учебных фильмов), 1980 г.

Ссылки[править | править код]

  • Воспаление и иммунитет // ImmunInfo.ru

Воспалительные заболевания

Глаз и ухо
  • Глаз: Дакриоцистит[en]
  • Эписклерит
  • Склерит
  • Кератит
  • Ретинит
  • Блефарит
  • Конъюнктивит
  • Иридоциклит
  • Увеит
  • Ухо: Отит

    • наружный, средний
  • Лабиринтит
  • Мастоидит
  • Евстахиит

Сердечно-сосудистая система

Сердце
  • Эндокардит
  • Миокардит
  • Перикардит
Артерии, Вены, Капилляры
  • Артериит
  • Флебит
  • Капиллярит

Дыхательная система

Дыхательные пути
  • Верхние дыхательные пути: Синусит
  • Ринит
  • Фарингит
  • Ларингит
  • Назофарингит
  • Нижние дыхательные пути: Трахеит
  • Бронхит
  • Бронхиолит
  • Альвеолит
  • Пневмония
  • Плеврит (Эмпиема плевры)
  • Абсцесс лёгкого
Другое
  • Медиастинит

Пищеварительная система

Желудочно-кишечный тракт
  • Полость рта: Стоматит
  • Гингивит
  • Глоссит
  • Тонзиллит
    • острый, хронический
  • Паротит
  • Пульпит
  • Периостит
  • Воспаление челюсти
  • Заглоточный абсцесс
  • Другие отделы ЖКТ: Эзофагит
  • Гастрит
  • Энтерит
  • Дуоденит
  • Колит
  • Гастроэнтероколит
  • Энтероколит
  • Аппендицит
  • Аппендажит
  • Проктит
Другое
  • Пищеварительные железы: Гепатит

    • Вирусный гепатит (A, B, C, D, E, F, G, TTV), Токсический гепатит, Лучевой гепатит, Аутоимунный гепатит, Стеатогепатит
  • Панкреатит
    • острый, хронический
  • Желчевыводящие пути: Холецистит

    • острый, хронический
  • Холангит
  • Брюшина: Перитонит

Мочеполовая система

Органы мочеотделения
  • Нефрит
    • Гломерулонефрит, Пиелонефрит, Паранефрит
  • Цистит
  • Уретрит
Женская половая система
  • Аднексит
  • Эндометрит
  • Параметрит
  • Цервицит
  • Вагинит
  • Вульвит
  • Вульвовагинит
  • Мастит
Мужская половая система
  • Орхит
  • Эпидидимит
  • Простатит
  • Баланит
  • Кавернит
  • Куперит
Зародышевые ткани
  • Хориоамнионит
  • Омфалит

Другие системы и органы

Опорно-двигательная система
  • Артрит
  • Миозит
  • Бурсит
  • Остеохондрит (рассекающий)
  • Тендинит
  • Фасциит
  • Остеомиелит
  • Эпикондилит (англ.)
  • Панникулит
Кожа
  • Дерматит
  • Гидраденит
  • Заеда
  • Акне
Кровь
  • Бактериемия
  • Сепсис
Лимфатическая система
  • Лимфаденит
  • Лимфангит

Источник

ÈÇ èíòåðíåòà

Ãèïïîêðàò 12 ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ çàáîëåâàíèé
 
 
 

Читайте также:  Флюорография показывает ли она воспаление и туберкулез

 
Ïîêàçàòü öèòàòóÏîêàçàòü âñþ ïåðåïèñêó
« Åñëè ÷åëîâåê õî÷åò ñòàòü çäîðîâûì, òî ñíà÷àëà íóæíî ñïðîñèòü åãî, ãîòîâ ëè îí èçáàâèòüñÿ îò ïðè÷èí áîëåçíè. Òîëüêî ïîñëå ýòîãî åìó ìîæíî áóäåò ïîìî÷ü». Ãèïïîêðàò 12 ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ çàáîëåâàíèé. Ïðèñóòñòâèå õîòÿ áû îäíîãî ôàêòîðà âñå ðàâíî âåäåò ê áîëåçíè. Ýòî î÷åíü íåïðèÿòíî, íî ýòî òàê.
 
1. ÏÑÈÕÎËÎÃÈß. Íåïðàâèëüíûå óñòàíîâêè, îòñóòñòâèå âåðû, îòñóòñòâèå ñåðüåçíûõ ìûñëèòåëüíûõ ïðîãðàìì, êàñàþùèõñÿ ñàìîðàçâèòèÿ è ñàìîîáðàçîâàíèÿ. Êîãäà íàøå òåëî íà÷èíàåò ãîâîðèòü ñ íàìè ÿçûêîì áîëåçíåé, íåäîìîãàíèé è ïðî÷èõ ôèçè÷åñêèõ ïðîáëåì, îíî õî÷åò, ÷òîáû ìû îñîçíàëè è èçìåíèëè ñâîé îáðàç ìûñëåé è äåéñòâèé. Åñëè ÷åëîâåê íåäîâîëåí ñîáîé, åñëè îí íèêîãî íå ëþáèò èëè åãî íèêòî íå ëþáèò, òî îòðàçèòñÿ ëè ýòî íà åãî çäîðîâüå? Êîíå÷íî. Îí áóäåò èñïûòûâàòü ñìåñü ñàìûõ ðàçðóøèòåëüíûõ ýìîöèé: îáèäó, çàâèñòü, ñòðàõ, çëîáó èëè ãíåâ. Ó òàêèõ ëþäåé íåò äàæå øàíñîâ áûòü çäîðîâûìè. Ïñèõîëîãèÿ — ýòî ìîùíåéøèé ôàêòîð è íàäî íà÷èíàòü ñ íåãî. Íóæíî îïðåäåëèòü æèçíåííûå ïðèîðèòåòû.
 
2. ÏÈÒÀÍÈÅ. Îá ýòîé ïðè÷èíå áîëüøå âñåãî ãîâîðÿò è ïèøóò, íî ìåíüøå âñåãî äåëàþò. Äåéñòâèòåëüíî, íà÷àòü ïðàâèëüíî è õîðîøî ïèòàòüñÿ òðóäíî. Íóæíî íàïèñàòü ñåáå ñïèñîê òåõ ïðîäóêòîâ, êîòîðûå âû íèêîãäà íå áóäåòå åñòü. Ó ÷åëîâåêà íåò îïðåäåëåííûõ àëãîðèòìîâ: ìû âñå ðàâíî áóäåì õîäèòü â ðåñòîðàíû, äðóã ê äðóãó â ãîñòè. Íî ñóùåñòâóþò ïðîäóêòû, êîòîðûå íåëüçÿ óïîòðåáëÿòü íè ïðè êàêèõ óñëîâèÿõ.Íåëüçÿ åñòü ïðîäóêòû, êîòîðûå íå ïîðòÿòñÿ. Íàïðèìåð, âèíîãðàä. Îí äîëæåí ïîëåæàòü 3-5 äíåé è èñïîðòèòüñÿ. Ñåãîäíÿ îí ëåæèò íà ïîëêàõ ìàãàçèíîâ ìåñÿöàìè. Íå áûâàåò íå ÷åðâèâûõ ôðóêòîâ. Íåëüçÿ åñòü «Äå Øèðàê», « Ìèâèíó», ïèòü ðàñòâîðèìûé êîôå, ñîê èç ìàãàçèíà.  òîìàòíûé ñîê äîáàâëÿþò ïåíîãàñèòåëü.  ñóõàðèêè äîáàâëÿþò ãëóòàìàò íàòðèÿ, ïîòîìó ÷òî ñîëèòü äîðîæå. Äëÿ êîíñåðâàöèè êðàñíîé èêðû èñïîëüçóþò ïîõîäíîå ãîðþ÷åå è ëèìîííóþ êèñëîòó, ïîëó÷àåòñÿ ôîðìàëüäåãèä. Èçâåñòíûå ôèðìû ïî ïðîèçâîäñòâó éîãóðòîâ äàþò ðåêëàìó î æèâûõ áàêòåðèÿõ. Áàêòåðèè æèâóò îò 3 äî 6 äíåé, à ïðîäóêöèÿ ôèðì õðàíèòñÿ 3-4 ìåñÿöà. Îíè ñäàþò éîãóðòû íà ýêñïåðòèçó è òàì âñå íîðìàëüíî, à ïîñëå îáëó÷àþò. Òàêèì æå ñïîñîáîì àìåðèêàíöû ðåøèëè ïðîáëåìó ñàëüìàíåëëåçà, îáëó÷àëè êóðèíûå ÿéöà, ïðè ýòîì ÷àñòü èçîòîïîâ âñå ðàâíî îñòàåòñÿ íà ïðîäóêòå. Äæåìû: ìàëèíîâûå, àáðèêîñîâûå, âèøíåâûå ñîäåðæàò ìàññó õèìè÷åñêèõ âåùåñòâ, êðàñèòåëåé. Äîìàøíåå âèøíåâîå âàðåíüå íå áóäåò êðàñíîãî öâåòà, ïðè íàëè÷èè êèñëîðîäà è ñàõàðà îíî îêèñëèòñÿ è ñòàíåò òåìíî-êîðè÷íåâûì. Íåëüçÿ åñòü ìàéîíåçû, îñîáåííî â ïëàñòèêîâûõ óïàêîâêàõ. Óêñóñ âûäåëÿåò èç ïëàñòèêà ñàìûå êàíöåðîãåííûå âåùåñòâà. Ìàéîíåç ñîäåðæèò îãðîìíîå êîëè÷åñòâî êîíñåðâàíòîâ è ñòàáèëèçàòîðîâ. À æèðû ðîâíûì ñëîåì ïîêðîþò âíóòðåííþþ ñòåíêó âàøèõ ñîñóäîâ. Íåëüçÿ åñòü êîï÷åíûå ïðîäóêòû, âàðåíûå è ñûðîâÿëåíûå êîëáàñû. Ýòî èëëþçèÿ — åñòü âàðåíóþ áóìàãó ñ ñîëüþ è êðàñèòåëÿìè è äóìàòü, áóäòî ïîëó÷àåì áåëêè.Êîíå÷íî, íà âñå ýòî ìîæíî çàêðûòü ãëàçà, ïîòîìó ÷òî õî÷åòñÿ, ïîòîìó ÷òî ïðèâûêëè. Íî ýòî óæå ïñèõîëîãèÿ — ñìîòðèòå ïóíêò ïåðâûé. Åñëè ñîáðàëèñü óìèðàòü — íå îòâëåêàéòåñü.
 
3. ÂÎÄÀ. Òðåòüÿ ïðè÷èíà âñåõ çàáîëåâàíèé âîäà è íàïèòêè. Ìîçã íà 90% ñîñòîèò èç âîäû. Òðóäíî ïðåäñòàâèòü, ÷òî ñëó÷èòñÿ, åñëè îíà ïåðåñòàíåò òóäà ïîñòóïàòü. Íèêàêàÿ ïåïñè-êîëà, ÷àé èëè ñîê â ìîçã íå ïîñòóïàþò. Èç 96 òûñÿ÷ æèâûõ ñóùåñòâ íà Çåìëå òîëüêî ÷åëîâåê åñò ïðèãîòîâëåííóþ ïèùó è ïüåò ÷òî-òî, êðîìå âîäû. Ìû ìîæåì äîëãî äèñêóòèðîâàòü íà òåìó: ìîæíî ëè ïèòü çåëåíûé è ÷åðíûé ÷àé, êàêàî, êîôå, ñîêè? Íàäî ëè äåòåé ïîèòü ÷àåì? Áóäóò ëè îíè îò ýòîãî çäîðîâû? Ãîñïîäà, ìû æå íå ìîåì ãîëîâó ÷àåì? Íå ñòèðàåì áåëüå â ñîêå? Íå ìîåì ïîëû êîôå? Íàì íóæåí óíèâåðñàëüíûé ðàñòâîðèòåëü — âîäà. Âîò è íàøèì êëåòêàì íóæíà òîëüêî âîäà. Îíè òîæå õîòÿò «ïîìûòüñÿ».Ñêîëüêî íóæíî ïèòü âîäû? Åñëè âû ïèòàåòåñü ôðóêòàìè, îâîùàìè, êðóïàìè è ëåãêî óñâîÿåìûì áåëêîì, òî âàì äîñòàòî÷íî îäíîãî ëèòðà ÷èñòîé âîäû â äåíü. Åñëè óïîòðåáëÿòü ìÿñî, ðûáó, ÿéöà, õëåá, áîëüøîå êîëè÷åñòâî ïðÿíîãî è îñòðîãî, òî âîäû íóæíî ãîðàçäî áîëüøå — 1,5-2 ëèòðà. ×åì áîëüøå ÷åëîâåê åñò, òåì áîëüøå îí äîëæåí ïèòü. Åñëè âû ïåðåéäåòå ê äðîáíîìó ïðèåìó ïèùè, òî îáúåì âîäû áóäåò ñíèæàòüñÿ. Ó ÷åëîâåêà ñóùåñòâóåò óíèêàëüíàÿ âåùü, êîòîðàÿ íàçûâàåòñÿ æàæäà. Íî æàæäà — ýòî íå ïåðâûé ïðèçíàê îáåçâîæèâàíèÿ, à ÷åòâåðòûé èëè ïÿòûé. Ïîýòîìó êîãäà ïåðåñîõëî âî ðòó — ýòî óæå ãëóáîêîå îáåçâîæèâàíèå. Âñïîìíèòå çàêîíû êîíöåíòðàöèè èç óðîêîâ õèìèè. Åñëè* ó ÷åëîâåêà êàìíè â ïî÷êàõ, çíà÷èò, êîíöåíòðàöèÿ ìî÷è î÷åíü âûñîêà è ñîëè âûïàäàþò â îñàäîê. Åñëè ïîëîæèòü â ÷àé îäíó ÷àéíóþ ëîæêó ñàõàðà, òî ýòî íîðìàëüíî. À åñëè 10, òî ñàõàð âûïàäåò â îñàäîê. Åñëè ïîñëå ÷åëîâåêà çàïàõ â òóàëåòå, êàê ïîñëå êîòà, è íåâîçìîæíî çàéòè, òî ýòî çíà÷èò, ÷òî îí íå ïüåò âîäó è ìî÷à î÷åíü êîíöåíòðèðîâàííàÿ. Åñëè ÷åëîâåê ïîòååò è ñèëüíî ïàõíåò, òî íàäî ïèòü âîäó, à íå ïîëüçîâàòüñÿ äåçîäîðàíòîì. Âîäû íàäî ïèòü ñòîëüêî, ÷òîáû çàïàõ ïîòà ñðàâíÿëñÿ ñ çàïàõîì òåëà. ×åðåç ëèìôó îòõîäèò êîëîññàëüíîå êîëè÷åñòâî ÿäîâ, à ÿä ðàñòâîðèòü ìîæíî òîëüêî â âîäå, è íå â ÷åì äðóãîì. Àíàëîãè÷íî ñ ñîëÿíîé êèñëîòîé, êîòîðàÿ íàõîäèòñÿ â æåëóäêå. Ïîâûøåííàÿ êèñëîòíîñòü æåëóäêà — î÷åíü ñïîðíûé âîïðîñ. Íå îäèí æåëóäîê íå äàñò ïîâûøåííîå êîëè÷åñòâî êèñëîòû, çà÷åì îí åå áóäåò ïðîèçâîäèòü? Ïîëîæåíî âûäåëèòü 2,5 ãðàììà ñîëÿíîé êèñëîòû — æåëóäîê âûäåëèò òàêîå êîëè÷åñòâî. Íî åñëè òàì íàõîäèòñÿ 2 ãðàììà âîäû, âìåñòî ïîëîæåííûõ ñòà ãðàìì, òî êîíöåíòðàöèÿ áóäåò ñîîòâåòñòâóþùàÿ. ×åëîâåê æàëóåòñÿ, ÷òî ó íåãî èçæîãà, à åìó ãîâîðÿò, ÷òî ó íåãî ïîâûøåííàÿ êèñëîòíîñòü è äîáàâëÿþò òóäà ñîëè àëþìèíèÿ. Ãëóïåå ïðèäóìàòü íåëüçÿ. Êîãäà ìû ïðèõîäèì ê âðà÷ó ñ ñàõàðíûì äèàáåòîì, íå ñëåäóåò íà÷èíàòü ñ ñàõàðîïîíèæàþùåé òàáëåòêè. Ïðåäñòàâüòå ñåáå êðîâü, â êîòîðîé ðàñòâîðåíû 3 ëîæêè ñàõàðà, òî åñòü êðîâü ñëàäêàÿ. Êàêèìè òàáëåòêàìè ìîæíî óáðàòü ñàõàð? Êóäà îí äåíåòñÿ? Îí óæå â ñòàêàíå. Ýòî èëëþçèÿ íà óðîâíå ïñèõîëîãèè. ×òî ìîæíî ñäåëàòü ñî ñëàäêîé êðîâüþ? Ÿ ìîæíî ðàçáàâèòü âîäîé. Ñàõàð ìîæíî ïðîìûòü ÷åðåç ïî÷êè? Ìîæíî. Òîëüêî òàêèì îáðàçîì åãî ìîæíî ðàñòâîðèòü. Ïîýòîìó ïåðâûé ñèìïòîì, êîòîðûé ïîÿâëÿåòñÿ ó ÷åëîâåêà — æàæäà, åìó õî÷åòñÿ ðàñòâîðèòü ýòîò ñàõàð. Ïðè ýòîì âðà÷ íèêîãäà íå ñêàæåò, ÷òîáû âû óïîòðåáëÿëè áîëüøå âîäû, áîëåå òîãî, îí äàæå çàïðåòèò ïèòü ýòó âîäó. Íà ìíîãèå çàáîëåâàíèÿ íàäî ìåíÿòü ñâîé âçãëÿä.
 
4. ÀÁÂÃÏÏ — ÀÃÐÅÑÑÈß ÁÀÊÒÅÐÈÉ, ÂÈÐÓÑÎÂ, ÃÐÈÁÎÂ, ÏÐÎÑÒÅÉØÈÕ, ÏÀÐÀÇÈÒÎÂ. Õîòèòå âû èëè íåò — îíè åñòü, îíè æèâóò è èìåþò òàêîå æå ïðàâî íà ñóùåñòâîâàíèå, êàê è âû. Óáèòü èõ íåâîçìîæíî. Ñêîðåå îíè âàñ óáüþò, íî ó íèõ íåò òàêîé öåëè. Èõ öåëü — ýêñïëóàòèðîâàòü íàñ è ïîëó÷àòü ïðîäóêòû äëÿ ñâîåé æèçíåäåÿòåëüíîñòè.Åñëè áû êàêèå-òî ãëèñòû õîòåëè áû íàñ óìîðèòü, îíè áû äàâíî ýòî ñäåëàëè. Èì íåçà÷åì ðàçðóøàòü áîëüøîé êîðàáëü, îíè æèâóò òèõîíå÷êî. Äðóãîå äåëî, ÷òî ìû íå õîòèì ñ íèìè æèòü, çíà÷èò, íàì íàäî ñîçäàòü äëÿ íèõ íåáëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ. Ñ áàêòåðèÿìè, âèðóñàìè è ãðèáàìè ìîæåò ñïðàâèòüñÿ íàø èììóíèòåò, è òîëüêî îí. Äðóãîå äåëî — ïðîñòåéøèå è ãåëüìèíòû. Äëÿ êëåòîê èììóííîé ñèñòåìû — ýòî êðóïíûå çâåðè, ïîýòîìó äëÿ áîðüáû ñ íèìè ìû äîëæíû ïðèìåíÿòü êîíêðåòíûå äåéñòâèÿ.
 
5. ÍÀÑËÅÄÑÒÂÅÍÍÎÑÒÜ. Ê ñîæàëåíèþ, ïîñëå 40 ëåò, íà ïðèåìå ó âðà÷à, ÷åëîâåê ñòàíîâèòñÿ æåðòâîé âîçðàñòà è íàñëåäñòâåííîñòè. Ìíîãèå «íàñëåäñòâåííûå» çàáîëåâàíèÿ, òàêèå êàê æåë÷íîêàìåííàÿ è ìî÷åêàìåííàÿ áîëåçíè, ñàõàðíûé äèàáåò 2 òèïà, ãèïåðòîíè÷åñêàÿ áîëåçíü, àðòðîçû, ÿâëÿþòñÿ ñëåäñòâèåì ñòåðåîòèïîâ ïèòàíèÿ â íåñêîëüêèõ ïîêîëåíèÿõ. Áîëüøèíñòâî íàñëåäñòâåííûõ çàáîëåâàíèé ïðîÿâëÿþòñÿ â ïåðâûå 10-15 ëåò æèçíè.
 
6. ÌÅÄÈÖÈÍÀ. Äàæå åñëè â ðàçâèòèå ìåäèöèíû âëîæèòü îãðîìíîå êîëè÷åñòâî äåíåã, ïðîäîëæèòåëüíîñòü æèçíè ÷åëîâå÷åñêîé ïîïóëÿöèè íå óâåëè÷èòñÿ. Îíà íå çàâèñèò îò óðîâíÿ ðàçâèòèÿ ìåäèöèíû â ñòðàíå. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü æèçíè çàâèñèò îò êóëüòóðû ïèòàíèÿ, îáðàçà æèçíè è ëþáâè ê ñàìîìó ñåáå. Îãðîìíîå êîëè÷åñòâî ëåêàðñòâåííûõ âåùåñòâ, êîòîðûå ìû ïðèíèìàëè â ïðîøëîì âåêå — àíàëüãèí, öèòðàìîí, äèìåäðîë, óæå äàâíî ñíÿòû ñ ïðîèçâîäñòâà â äðóãèõ ñòðàíàõ ìèðà èç-çà èõ òîêñè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ. Íàïðèìåð, ïðåïàðàò äåêàðèñ, êîòîðûé ìíîãî ëåò èñïîëüçîâàëñÿ â êà÷åñòâå èììóíîìîäóëÿòîðà, âûçûâàåò ðàê êðîâè ó äåòåé. Ýòè èññëåäîâàíèÿ ïðîâîäèëèñü â ÑØÀ.Ìû óæå íå ãîâîðèì î áåñêîíòðîëüíîì ïðèåìå íåñòåðîèäíûõ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûõ ñðåäñòâ, àíòèáèîòèêîâ è ïðåïàðàòîâ, ñíèæàþùèõ àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå. Òîëüêî âàì ðåøàòü, ñêîëüêî è êàê äîëãî âû áóäåòå ïðèíèìàòü õèìè÷åñêèå ñðåäñòâà. Ýòî êîëîññàëüíûé ôàêòîð, âëèÿþùèé íà âàøå çäîðîâüå ñàìûì íåãàòèâíûì îáðàçîì.
 
7. ÒÐÀÂÌÛ. Ñ÷èòàåòå ëè âû, ÷òî òðàâìû — ýòî ñëó÷àéíîñòü? Îñîáåííî, åñëè îíè ïðåâðàùàþòñÿ â çàêîíîìåðíîñòü? Ýòîò ôàêòîð òåñíî ñâÿçàí ñ èíòóèöèåé è îáðàçîì ìûøëåíèÿ ÷åëîâåêà. Íî åñëè óæ òàêîå ïðîèçîøëî, ïîñòàðàéòåñü îòñëåäèòü ïîñëåäñòâèÿ òðàâìû è ïî âîçìîæíîñòè èõ óñòðàíèòü. Ñåé÷àñ îñîáîé ïîïóëÿðíîñòüþ íà÷èíàþò ïîëüçîâàòüñÿ âðà÷è-îñòåîïàòû — âîëøåáíèêè, êîòîðûå ìÿãêèìè äâèæåíèÿìè ðóê âîññòàíàâëèâàþò áèîìåõàíèêó ñóñòàâîâ ïîçâîíî÷íèêà è «ðèòì äûõàíèÿ» êîñòåé ÷åðåïà. Òåì ñàìûì, óëó÷øàÿ ëèêâîðîäèíàìèêó, âåíîçíûé îòòîê èç ïîëîñòè ÷åðåïà, ÷òî çà÷àñòóþ ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé ãîëîâíûõ áîëåé, à ïî ôàêòó ïîñëåäñòâèåì òðàâì.
 
8. ÄÂÈÆÅÍÈÅ.  Êèòàå è ßïîíèè î÷åíü ìàëî âðà÷åé, êîòîðûå çàíèìàþòñÿ ïðîáëåìàìè ñóñòàâîâ. Áîëüøèíñòâî âèäîâ âîñòî÷íûõ åäèíîáîðñòâ ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ïëàâíûå äâèæåíèÿ, áîëüøå ïîõîæèå íà õîðîøóþ ãèìíàñòèêó, ÷åì íà âèä ñïîðòà.  íàøåé ñòðàíå ïîíÿòèå î ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå ó êàæäîãî ñâîå. Ïðîñòîÿâ 8 ÷àñîâ âíèç ãîëîâîé íà äà÷å, âû ìîæåòå è íå íàäåÿòüñÿ, ÷òî ïîëó÷èëè ïîëåçíóþ ôèçè÷åñêóþ íàãðóçêó. Äâèæåíèÿ äîëæíû áûòü ãàðìîíè÷íî ðàñïðåäåëåíû ìåæäó âñåìè ãðóïïàìè ìûøè è ñîïðîâîæäàòüñÿ íåáîëüøèì ó÷àùåíèåì ïóëüñà è ïîòîîòäåëåíèåì. Òîãäà ýòó íàãðóçêó ìîæíî ñ÷èòàòü ýôôåêòèâíîé.
 
9. ÁÈÎÝÍÅÐÃÅÒÈÊÀ.  íàøå âðåìÿ íàóêîé äîêàçàíî, ÷òî áèîïîëÿ ñóùåñòâóþò. Ðàíüøå ýòî íàçûâàëè «ñãëàç, ïîð÷à», à ñåé÷àñ íàçûâàþò «áèîýíåðãåòè÷åñêèì âîçìóùåíèåì». Íåâàæíî, êàê ýòî íàçûâàòü, ãëàâíîå, ÷òîáû âû ïîíèìàëè: áèîïîëå ÷åëîâåêà ñóùåñòâóåò, à çíà÷èò, íà íåãî èäåò âîçäåéñòâèå Ýòîò ôàêòîð îïÿòü æå òåñíî ñâÿçàí ñ ïñèõîëîãèåé.
 
10. ÝÊÎËÎÃÈß. Åñëè âîêðóã âàñ â ìàêðî- èëè â ìèêðîýêîëîãèè íàõîäÿòñÿ ïðîáëåìíûå çîíû, òàêèå êàê: ïðîìûøëåííûå âûáðîñû â âîçäóõ îò çàâîäîâ; ìûòüå ïîñóäû ñðåäñòâîì «Ôåéðè», êîòîðîå ñìûâàåòñÿ 35-é âîäîé è ðàñòâîðÿåòñÿ âíóòðè ÆÊÒ; óïîòðåáëåíèå õëîðèðîâàííîé âîäû — âàì ñëåäóåò ïðèíÿòü ìåðû.
 
11. ÂÐÅÄÍÛÅ ÏÐÈÂÛ×ÊÈ. Èõ áîëüøå, ÷åì ïðèíÿòî ñ÷èòàòü. Ýòî íå òîëüêî àëêîãîëèçì, êóðåíèå è íàðêîìàíèÿ. Ýòî è ÷òåíèå â òðàíñïîðòå, ïðîñëóøèâàíèå ãðîìêîé ìóçûêè â íàóøíèêàõ. Êñòàòè, ñïàòü íà æèâîòå òîæå âðåäíî, ïîòîìó ÷òî øåÿ ïîâîðà÷èâàåòñÿ ïîä óãëîì 45%, òî åñòü ïðàêòè÷åñêè íàðóøàåòñÿ ìîçãîâîå êðîâîîáðàùåíèå. 12. ÂÐÅÌß. Ýòî òî, ÷åãî íå õâàòèò, êîãäà âñå óæå áóäåò. Íåèçáåæíûé ôàêòîð, âëèÿþùèé íà íàøå çäîðîâüå.
 
Èç êíèãè «Ôèëîñîôèÿ çäîðîâüÿ» Ñòåïàíîâîé Ì.Â.
 

Читайте также:  Рожистое воспаление лечение отзывы

Источник